Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы
Игры Юмор Литература Нетекстовые материалы


Анариэль

Княжье зерцало,
или
Путь владыки в устроении владений

К владыке обращено слово мое, и сыну его, да правят долго и счастливо, да не вредят им происки врагов тайных и явных, да процветает и богатеет царство их. Муж разумный и мудрый так же немало почерпнет здесь полезного для себя, ибо, прочтя сие, не сделается жертвой недоброжелателей, а, напротив, одержит над ними верх и приблизится к властителю.


Примечание. Документ сей и наставления, в нем содержащиеся, не одобряются почтенными Служителями и людьми, что им во всем верят. Мы же, со всем уважением к Служителям, вынуждены сказать, что правда их годна для управления некими небесными королевствами, но никак не поможет в делах земных. Слова же наши обращены прежде всего к правителям мудрым, знающим, где добро, где зло, где польза, а где разорение, и не нуждающихся в советах Служителей по любому поводу. Мудрость сия пришла к нам от правителей древних дней, мужей доблестных, высоких, могучих. Перед ними трепетали не только земли Юга, но и северные земли. Потому наша нижайшая просьба читателю сего: не показывать эти строки Служителям, что опасаются древних правителей, показывай же их только людям верным, смелым, решительным. И да сбудутся желания сердца того, кто прочтет сию мудрость и ей последует, и да уподобиться он в величии властителям древности.

О власти и корне ее

Помысли, о читающий сии строки, на чем зиждется власть любого правителя? Отчего поступают люди, как велено им владыками?

Скажут Служители: есть закон, что ведется искони, есть мудрость, что завещана от предков. Скажут воины: должен один принимать решение, дабы защитить многих, а если станут советоваться многие, начнут судить, рядить да спорить, то промедлят и погибнут.

Справедливы слова сии, однако не в корень зрят изрекающие их. Ибо сила - вот корень власти. И поступают люди, как велено им, от того, что боятся меча и плети, рукоять которых сжимает рука правителя. И верно, нет людям в том радости, а только страх - но таковы суть законы мира, и не нам их менять.

Посему помни, о взыскующий знаний: СИЛА есть истинный и единственный источник власти. Ищи ее всюду и держись за нее.

Однако не должно думать, будто под силой пишущий строки сии подразумевает лишь силу оружия. Поистине, нет! Ибо власть оружия порождает страх, а страх порождает восстания низких и заговоры высоких. А если окружит себя властитель людьми доверенными, что жестокостью своей заслужили вражду всех и каждого, дабы своим существованием они были обязаны правителю и его роду, тогда им придется притеснять остальных и держать весь народ в страхе... И снова страх приведет к заговорам, каковые, в свою очередь порождают нестабильность. И вот, правителю уже нужна целая армия, чтобы держать в подчинении вельмож и народ.

Однако и тут властителя подстерегает опасность. Если твоя армия слишком велика, если тебе не на что больше опереться, ее вожди могут возомнить, будто смогут править лучше, чем вельможи совета. Почему бы полководцу не свергнуть властителя и не взяться самому за кормило власти?

И нету конца и начала этому круговращению страха и насилия. Но есть и другая сила, имя же ей - хитрость...

О хитрости

Единоборство мягкостью - коварством и хитростью - более успешно, чем единоборство резкостью - настойчивостью и упрямством. Это как с водой, которая, текучая и прохладная, проникает повсюду, даже не побеспокоив корень древа.

Если достохвальной цели можно достичь как правдой, так и ложью, то следует пойти по пути правды. Если же подобной цели можно достичь лишь благодаря лжи, то ложь эта не только допустима, но и даже обязательна.

Сие происходит от того, что в мире нет добра без зла и нет блага без вреда. Если в благе есть вред, меньший самого блага, то оный вред вредом не является. Ибо не то ли бывает с кровопусканием - когда крови дают истечь, дабы спасти человека?

Даже на войне полезны хитрости и уловки, иной раз полезнее грубой силы: знай, что война предполагает постоянное использование всех методов из области притворства, обмана и хитрости. И в самом деле, когда я противостою тому, кто хочет лишить меня жизни, хороши все те средства, которые позволяют мне не только сохранить существование, но и одержать победу. На войне дозволено прибегать как к низким делам, так и к низкому слову. Хитри по-разному, обманывай по-всякому. Хорошая уловка стоит целого войска. Прежде всякой войны и во всяком бою предпочитай обман с применение уловок и тайное убийство; в них поддержка тебе и твоим богатырям; они предпочтительнее для осуществления твоих устремлений.

Без хитрости никому не удержать свой престол, не вступить на престол отца своего. Если не будешь хитер и проницателен, род твой пресечется, а государство твое станет прахом под стопами завоевателей. Посему слушай меня, запоминай слова мой и следуй советам моим.

Об уловках

Бывает несколько видов уловок. Перечислю же их: обман, подмена предметов и людей, лжесвидетельство, а так же нарушение клятвы или обязательства, поддельное письмо, оговор, или навет, фальшивые предсказания, притворство, провокация, ложные обстоятельства. Рассмотрим же каждую из уловок подробно, приложив к тому примеры из древних летописей и повестей.

Об обмане

Сие есть снабжение противника ложными и фальшивыми сведениями, не соответствующими действительному (или считающимся таковым) положению дел. Основываясь на таких сведениях, обманутый ведет себя неверно или оказывается в невыгодном для себя положении. Эта уловка распространенная и надежная: был в древности некий владыка, что до такой степени любил сие оружие, что даже распускал слухи о своей смерти.

Нарушай данное слово, не исполняй, коли выгодно это, принятые на себя обязательства. Хоть и осуждают подобное люди, называя сие вероломством, но для владык это достойно, и не только допустимо, но и необходимо.

Однако обманывая, как следует помни, что говорил ты и не путай сам ложь с правдой - ибо это начало гибели. Если сочтут тебя лжецом, то и чужой обман падет на твою голову, а потому заботься, чтобы тебя считали правдивым человеком, прямодушным и откровенным. Будь осторожен, ибо ложь обоюдоострое оружие. Владыке должно остерегаться любого расхождения с правдой, пусть лучше за него это делает кто-то другой:

Сайирхатта Золотой Пряди однажды воевал с мятежниками. Те пообещали сдаться, если им сохранят жизнь. Полководец короля в том поклялся, но сам Сайирхатта казнил мятежников - он-то клятвы не давал.

Есть так же способ скрыть правду и без помощи лжи, путем умолчаний или обиняков: ведь речь сама по себе столь широка, что не дает уличить во лжи. Если надо дать обещание или клятву, говори обиняками и недомолвками, используй вместо прямого значения слова переносное - и преуспеешь:

Однажды во время переговоров о сдаче крепости было принято условие, гласящее, что "и одного человека победители не убьют, когда войдут в крепость". Осажденные решили, что останутся в живых. Однако после сдачи крепости победитель-полководец велел убить всех, кроме одного человека... То не прямой обман, поскольку буква договора была соблюдена.

Можно также употреблять одно и то же слово в разных смыслах - это часто оружие защиты для слабых и гонимых.

Сюда же запишем и перетолкование однозначных условий:

Атарот, владыка Нгхаур-та-ханы, однажды потерпел поражение от Саттана, короля Саур-та-ханы, попал в плен к нему в плен и был вынужден дать обещание никогда не переступать через границу между Нгхаур-та-ханой и Саур-та-ханой, отмеченную камнем. Однако укрепив свои силы, Атарот выступил в поход и пересек границу. А пограничный камень велел вырыть и везти впереди войска...

О подменах

Сие тоже частая уловка: ибо ожидает противник одного, а сталкивается с другим. Не так ли встарь брали крепости - ввезя в город бочки якобы с маслом, когда на самом деле там прятались вооруженные воины? Припишем сюда же и отравление - ибо отравленное не подменяет ли собой неотравленное?

Подменять можно не только предметы, но и людей: когда владыка выдает себя за собственного слугу или посла, а самый сильный воин в войске - за самого слабого.

Было так. Однажды на землю Нгхаранны, сына Нгхауратты, напал Хивитта Ястреб, и вот уже приблизился он к столице. Тогда Нгхаранна велел обрить себе голову, надел одежду из грубой ткани и отправился, взяв лук и стрелы, за стены своего города. Настрелял множество дичи и сложил ее в кучу. Его заметил один из ближних Хивитты и спросил, кто он такой и что здесь делает. Переодетый Нгхаранна ответствовал, что он слуга, а дичь стрелял для прокормления. Тогда ближний, удивленный меткостью Нгхаранны, отвел "слугу" к своему господину. И Хивитта Ястреб велел "слуге" показать свое искусство. Каждая стрела летела точно в цель - в летящих птиц, в бегущих животных. Когда пал на землю подстреленный ястреб, почернело лицо Хивитты и спросил он: "А много ли таких стрелков у Нгхаранны?" На то "слуга" ответил, что он самый плохой стрелок. И тогда Хивитта Ястреб испугался и отступил. А Нгхаранну с тех пор стали называть Хитродоблестным.

Сюда же "служащий двум господам". Что это такое, спросишь ты? На то отвечу: у тебя, владыка, должен быть близкий к твоим тайным помыслам человек, которого ты изберешь для сообщения своих секретов и который будет служить тебе. Пусть он начнет писать послания врагу твоему и показывать ему, что готов служить ему доброжелательным советом и поддержкой. Это делается для того, чтобы враг твой стал возлагать на того человека надежды, завязал с ним отношения и стал с ним о чем-то сговариваться. А тот человек останется в своем прежним состоянии, то есть, верным тебе. Поставь дело так, чтобы никто не знал тайну того человека, пусть для всех дело его будет секретом. Если так будет сделано, то он станет посылать врагу твоему донесения в установленное время одним и тем же способом и приучит врага к этому - путь тот считает, что твой приближенный старается наилучшим образом услужить твоему врагу. А в письмах пусть твой приближенный говорит врагу о твоих врагах, но таких, сообщение о которых тебе не вредит. Если так будет продолжаться и установится меж ними переписка, то это даст тебе возможность узнать тайны твоего врага из писем, что станет он присылать твоему приближенному. А отправляющий послания станет привозить сведения о больших и малых событиях в стане врага. И станешь ты так хорошо ознакомлен с обстоятельствами твоего врага, как если бы все видел своими глазами, а враг к тому же все разъяснял тебе - в беседе и на деле.

О лжесвидетельстве

Лжесвидетельство есть подтвержденная клятвой ложь. На такое способен лишь смелый сердцем, потому что слабый сам выдаст себя - остальные усмотрят в том справедливость, но ничего тут нет, кроме слабости.

К лжесвидетельству отнесем также нарушение клятвы или обязательства. Посему будь осторожен с клятвами - и старайся давать их так, чтобы ты мог отказаться от них, их не переступив. Как это сделать? А, к примеру, вот так:

Некий крестьянин разозлился на своего буйвола и в сердцах дал клятву продать его за одну мелкую монетку. Когда гнев прошел, человек пожалел о своей клятве, однако делать нечего. Тогда он взял облезлого уличного пса, привязал его на шею буйволу и повел так на рынок. Один человек спросил: - За сколько ты продаешь этого прекрасного буйвола? - За одну монетку. Но я продам его только тому, кто вместе с ним купит и этого пса. - А сколько стоит пес? - Пятьсот монет. Тогда покупатель воскликнул: - Не было бы дешевле товара, чем этот буйвол, если бы не этот привесок!

То же верно и о договоре, мирном или любом ином: заключение мира нужно использовать ради тайного достижения превосходства над врагом, чтобы, когда это превосходство достигнуто, нанести по нему удар.

О поддельном письме

Тема сия многообразная и неисчерпаемая.

Первая из подделок - подделка почерка или печати, как рассказывает мудрец:

Однажды увидел я, как некто едет по тряской дороги и пишет письмо. Спросил я - но как ты пишешь, ведь неудобно? Ответ был: я хочу подделать почерк человека, у которого дрожит рука. А моя рука тверда. Вот я и решил сесть в повозку, чтобы моя рука дрожала от хода повозки и чтобы мой почерк уподобился почерку, который мне надо подделать.

Вторая подделка - вытравить часть письма, уже написанного каким-то человеком, чтобы на пустом месте вписать новый текст, почерком, похожим на почерк автора. А если опасаешься, что твои письма могут подделать, отправляй письма двумя путями.

Третья подделка - подметное письмо, сиречь когда лживое письмо подбрасывается заинтересованному лицу. Вот пример к тому:

Однажды войско Нгхаретты Золотой Пряди встало лагерем у водных источников, так что войско Тамара из Хаттора очень страдало от жажды. Тогда Тамар велел подкинуть врагу письмо, в котором сообщалось, что его собственное войско собирается занять выгодные позиции в таком-то районе. Войска Нгхаретты ушли от источников, а Тамар их занял.

Четвертая подделка - поддельное письмо, писаное с целью погубить либо отправителя (который ничего на самом деле не посылал), либо того, кому якобы послано письмо (и который с отправителем на самом деле ни в каких отношениях не состоит).

Например, от имени придворного (которого хотели обвинить в предательстве) писалось поддельное письмо, адресованное врагу владыки, и затем подбрасывалось этому владыке.

То же делается для погубления придворного враждебного владыки. Для достоверности рекомендуется в подобном письме сообщать о вещах, которые являются тайной. "Адресатом" мог быть, например, талантливый полководец противника - ему отправляли ответ на послание, которого он не писал. Этот "ответ" скреплялся настоящими печатями и подписью владыки противного лагеря. А из "ответа" явствует, что полководец умышляет удар в спину собственном властелину.

Письма, очерняющие того, кому посланы, легче в исполнении (пишутся настоящим почерком подлинного отправителя), но их труднее подбросить так, чтобы это выглядело естественно. Для этого используются два метода - "слабый посланник" (посланник, который в нарушение собственных обязательств и порой себе в ущерб выдавал письмо главе враждебного лагеря) или "паршивая овца" (это когда правитель читает письмо своим, рассчитывая, что среди них есть предатель. Если же предателя нет, то чтение подобных посланий укрепляет сердца приближенных и поднимает их моральный дух).

Об оговоре, или навете

Это оружие против равного - подданного того же владыки.

К примеру, если неприятель твой - доверенное лицо властелина, то его можно обвинить в разглашении тайны, которую знают только двое - властелин и он. Открыть эту тайну может тот, кто умен, наблюдателен и видит связи меж событиями, словами, умолчаниями и прочими косвенными свидетельствами: стоит догадкам столпиться вокруг какой-то вещи, как они ее выдадут. И уж само то, что тайна известна кому-то еще, убедит владыку, что тайну разгласил тот, кому она доверена. Оговор надлежит повторять не единожды, но разными способами, из разных уст. У клеветы должно быть прикрытие: к примеру, некий клеветник, ложно обвиняя другого вельможу в незаконном обогащении за счет казны, в качестве награды требовал себе половину денег оговариваемого. Что может быть естественнее зависти и жадности?

О фальшивых предсказаниях

Если владыка твой суеверен и верит в старые пророчества, то возьми свиток, подержи его над огнем, чтобы он сделался на вид как старый, и разведенными чернилами (что сойдут за выцветшие) напиши то, что тебе нужно - и не забудь подписать свою грамотку именем известного прорицателя.

О притворстве

Притворство сродни лицемерию и заключается в выказывании чувств или совершении поступков, не соответствующих внутреннему состоянию человека. К примеру, надлежит заклятого врага поместить между ухом и плечом или между грудью и горлом, выказывая ему свое расположение, до того момента, пока не наступит удобный момент уничтожить врага.

О провокации

Не спеши, отбирая ближних на должности, требующие особого доверия, так как среди них - множество врагов: поспешив, можешь сделать своим доверенным друга своих противников или врага своих друзей. Провокация же есть удобный способ проверить, верны ли тебе союзники или подданные: подошли к ним человека, который станет искушать их пойти на измену. Таким же способом можно проверить, насколько придворные могут хранить тайну.

Когда Сайирхатта Золотой Пряди замечал в своем окружении двух придворных, связанных узами дружбы или приязни, он, к примеру, под большим секретом сообщал одному, что намерен казнить его друга по подозрению в предательстве. Если после этого поведение другого придворного не изменялось, это означало, что тайна сохранена. Тогда прошедший испытание награждался и возвышался. Чтобы закрыть вопрос с мнимым предательством, Сайирхатта говорил, что подозрения в отношении друга не оправдались. Если же ложно обвиненный резко менял поведение, избегал встреч с владыкой, вел себя испуганно, то становилось ясно, что он знает о мнимых планах Сайирхатты в отношении его. В данном случае не выдержавший проверку придворный подвергался опале или попадал в ссылку.

Можно завести также постоянных провокаторов, которые следят за приближенными владыки. У некоего царя был молочный брат, который, притворяясь вдохновленным свыше, порочил царя за неправедность. Если кто находил удовольствие в беседе с ним и порочил владыку, тогда притворщик выдавал его своему молочному брату.

О ложных обстоятельствах

Сие сложный прием, однако и он может быть полезен: к примеру, когда войско твое меньше войска неприятеля, вели своим воинам разводить костров больше, чем надо. Тогда противник устрашится, и ты сможешь извлечь из того пользу. Или же такую рассказывают историю:

Нгхаранна Достославный однажды осаждал некий город, чьи неприступные стены некогда поднял Морской народа - так что и малого числа жителей хватало для обороны. Что сделал Нгхаранна? Каждое утро начинались в его воинстве приготовления к штурму. Жители готовились тоже, и тогда враг отходил. Наконец, жителям надоело выходить по утрам. Тогда-то Нгхаранна Достославный и повел войско на штурм - и взял город.

Ознакомившись со всем тем, что изложено выше, сможешь ты за раз пользоваться несколькими уловками, сплетая из них интригу, из сети которой не вырваться твоему врагу, - а ты обретешь удачу и счастье.


Из архива Анариэль