Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


О Черной Книге Арды и множественности миров

Тьмы не существует
Печкин.
Печкина не существует.
Тьма.

Представьте себе трех горе-географов, обсуждающих экономическое развитие Америки и никак не могущих прийти к каким-то общим результатам. После двух часов беспрерывного спора и уже начавшегося перехода на личности подходит к ним четвертый и спрашивает - а, собственно, какую Америку вы имеете в виду? И выясняется, что один говорит о Северной Америке, второй - о Южной, а третий имеет в виду США...

Ситуация достаточно абсурдная, однако повторяется она не так уж и редко и чаще всего она возникает, когда речь идет о вещах нематериальных. Споры представителей двух разных систем мировосприятия (будь то религия или что-либо другое) иногда до боли напоминают разговор этих самых горе-географов. Никто не догадается подняться над предметом разговора и задуматься - а, собственно, что мы имеем в виду?

Споря о мирах Толкина и Ниенны, обычно начисто забывают об их основополагающих принципах. Толкин основывался на идее Единого Бога, Единого Творца, который объединяет в себе все, что существует во Вселенной. Так ведь? С этой точки зрения Мелькор действительно Враг и бунт его обречен на провал, ибо нельзя стать превыше Единого. Что бы не говорили, мир Толкина целостен, абсолютно независим и имеет право на существование. А мир Ниенны? "Черная Книга Арды" основана совсем на других принципах, нежели "Сильмариллион". Ее основной принцип - множественность миров. И, соответственно, отсутствие Единого Творца. Эру - всего лишь один из творцов одного из миров. Именно поэтому Мелькор имеет право на противостояние творцу. А все, что произошло дальше - лишь следствие этого самого принципа. Логично?

Определения Света и Тьмы "по Ниенне" опять-таки являются следствием из теории множественности миров. В двух словах определения можно дать такие - Свет - Созидание, Тьма - Преобразование, Не-Свет - Разрушение, Не-Тьма - Консервация. Эру Илуватар совсем не обязан быть Светом, он может быть чем угодно, в том числе и выразителем силы Пустоты. Соответственно, история Арты - история борьбы сил Тьмы и Не-Тьмы, Консервации и Преобразования. Все не менее цельно и логично, чем у Толкина.

О чем же мы спорим? Почему не можем понять, что любое смешение персонажей и обстановки "Сильмариллиона" и "Черной Книги" абсурдно? Это все равно, что складывать сантиметры с килограммами. Перед тем, как решать, кто же прав, надо выяснить главный вопрос - о множественности миров, который не решаем в принципе. Не решаем здесь и отсюда. Мы не можем подняться над нашей материальностью и взглянуть извне, а любые попытки что-либо выяснить изнутри, разумеется, приводят к противоречивым результатам. Иначе бы мы давным-давно не верили бы, а знали, и жить, наверно, было бы неинтересно.

Вы спросите - а ты сама на каких позициях стоишь? Я глубоко ценю и уважаю Толкина, но "Черная Книга" мне ближе, ибо я твердо верю во множественность миров. И сужу с этой точки зрения. Вселенная бесконечна, в ней найдется место Тьме и Свету, поездам и драконам, Мелькорам и Морготам... Все, что когда-либо создал разум имеет право на существование (но, разумеется, реально существует только то, что жизнеспособно). Можно называть это параллельными мирами, можно - вторичной реальностью, а я зову Дорогой Возможностей... И не надо рвать в клочья свои и чужие нервы, пытаясь сформулировать то, что невозможно в принципе - Абсолютную Истину. Давайте жить каждый в своем мире - будь то Арда или Арта, творчески развивать и продолжать его, терпимо относиться к верованиям другим и, кто знает, - когда-нибудь выяснится, что неправых среди нас нет, что все наши голоса гармонично сливаются в общий хор Детей Вселенной.

Удачи всем!

Ассиди.


Новости Стихи Проза Извраты Юмор Публицистика Рисунки Фотоальбом Ссылки Гостевая книга Пишите письма