|
Источник | Известия |
Дата | 12.01.01 |
Название | Тот или врун, или дурак |
Автор | Е. Степанова |
Тип материала | Интервью |
Елена СТЕПАНОВА
Известного писателя-фантаста Кира БУЛЫЧЕВА на самом деле зовут Игорь МОЖЕЙКО. Он - доктор исторических наук и главный научный сотрудник Института востоковедения. "Известия" задали ему традиционные для нашей страницы вопросы о будущем.
- Игорь Всеволодович, мы всех об этом просим и вас тоже: научите правильному отношению к будущему.
- Как только писатель-фантаст начинает претендовать на то, что он знает о будущем больше, чем обыкновенный человек, то, поверьте мне, он либо врет, либо дурак.
- Подождите, но ведь будущее - предмет фантастики?
- Что касается российской фантастики, это абсолютная чепуха. Российская фантастика пишет только о настоящем. Так что какому-то специальному отношению к будущему учитесь у астрологов, у футурологов и прочих, которые приноровились делать на этом деньги. А у меня общефилософского отношения к будущему нет. Есть много разных будущих: мое личное будущее как старого уже человека, будущее моей семьи, будущее государства.
Почему я не верю в предсказания? Потому что все они строятся на том, что есть сегодня. Знаете, какую главную проблему предполагали в начале прошлого века? Что мостовые будут завалены конским навозом до вторых этажей. И никто - я специально интересовался этим - никто не предсказал наш мир.
- Но ведь мы не можем не думать о будущем, мы так устроены.
- Мы еще вот как устроены: если из 10 тысяч предсказаний одно сбылось, запомним именно этот случай. В чем сила ведьмы? 820 раз сказав не то, она в 821-й раз скажет: "Вас убьет белый человек в белом мундире". Если это случайно исполнится, только это сохранится в памяти.
Но меня не очень удручает малая вероятность правильных предсказаний. Я - фаталист с оптимистическим уклоном: ну и хорошо, что ничего угадать нельзя. Чем истиннее были бы предсказания, тем сильнее мы бы в них верили и тем предопределеннее была бы жизнь.
- А вдруг будущего вовсе нет?
- Больше скажу: и прошлого тоже нет. И все наши попытки его описать - это своего рода предсказания.
- Все-таки кое-что удавалось предвидеть не только гадалкам...
- Говорят, Жюль Верн предвидел подводную лодку, воздушный корабль. Он просто был интеллигентным человеком, читал научно-техническую литературу. И то, что он "предсказал", удалось при помощи метода художественного творчества. И когда Стругацкие что-то предсказывают, то опять же при помощи этого метода.
- Есть такое занятие, как проектирование. Разве это не создание будущего в реальных контурах?
- Форму автомобиля начинают проектировать за 20 лет до его появления. Но учтите, мы можем 20 лет что-то проектировать - стул или автомобиль, - а люди по какой-то тонкой тонкости выберут другой. И все опять решит случай, игра, а все наши футурологические старания гроша ломаного стоить не будут.
Конечно, заглянуть в будущее - это самая большая радость для человека. Честно скажу, я с некоторой внутренней тревогой слежу за тем, что происходит с нашим государством.
- Исходя из своей "интуиции будущего", успокоим вас: все будет хорошо.
- К вопросу об интуиции. Знаете, в чем принципиальная разница в отношении к будущему у мужчины и женщины? Мужик думает о будущем так: выпить или не выпить ему завтра. А женщина смотрит на тебя ясными глазами и спрашивает - в июне месяце: "Где мы будем встречать Новый год?". Мужчина не любит смотреть далеко вперед. Женщине это нужно. Может быть, это с деторождением связано. А может быть, ген такой у женщин есть, который у мужчин отсутствует.