|
Источник | Известия |
Дата | 02.11.00 |
Название | Зона предсказания |
Автор | Еленя Яковлева |
Тип материала | Интервью |
Юлия Латынина - известный экономический журналист и писатель, автор многочисленных фантастических повестей и романов.
- Юля, как писатель-фантаст, а стало быть, своего рода эксперт в отношениях со временем, научите правильному отношению к будущему. С учетом того, что равно надоело, как восторгаться в предвкушении умопомрачительных плодов прогресса, так и бояться слишком нового "завтра".
- Будущее надо поменьше предсказывать и побольше - делать. Делать будущее, конечно, не просто. И честно говоря, не всем дано. Собственно, в этом и есть разница между человеком творческим и нетворческим. Гений как раз тот человек, который делает будущее. А человек массы просто живет в настоящем, прошлом и будущем.
- Что значит "делать будущее"?
- "Делать будущее" - это значит изменять какие-то значимые параметры существующего мира. У нас самолеты летают по расписанию, поэтому тот, кто скажет, что Ил-86 вылетит завтра в 17.00 из аэропорта "Внуково", и даже тот, кто обеспечит этот вылет, будущего не делают. Будущее делают те, кто создает новый самолет, авиакомпанию или в конце концов что-то принципиально не похожее на самолет, но не хуже летающее.
Есть два способа человеческого поведения. Первый очень напоминает поведение муравья: в 8.15 быть на автобусной остановке, в 9.00 - на работе, в 18.15 - опять на автобусной остановке и т.п.
Вторая модель поведения предполагает, что человек не знает, что с ним будет в 17.00 и что - в 21.00. Такой человек выходит на уровень адаптивного планирования. Его жизнь предполагает повышенный объем творческих решений.
- Назовите кого-нибудь из знакомых вам "делателей будущего".
- Увы, сегодня в России самый высокий уровень адаптивного планирования демонстрируют олигархи и крупные бандиты. Но чем "круче" они планируют, тем хуже для России. На Западе почему-то чем умнее человек, тем от его деятельности лучше всем (пример - Билл Гейтс). А у нас чем человек умнее, тем от его "кунштюков" хуже обществу (пример - Роман Абрамович). И такая зависимость, по-моему, грозит не очень хорошим будущим для России. Сейчас многое зависит от того, сумеют ли самые яркие и самые злокозненные личности нашего времени преодолеть тот экономический способ обогащения, который они создали.
- Почему "будущее" в ваших фантастических романах больше похоже на прошлое?
- Ну это чисто номинальное будущее. На самом деле это тот тип фантастики, для которого не важно, в каком времени все происходит. В центре моего внимания феномен похожести и непохожести культур, собранных из одних и тех же кирпичиков, как любой текст собран из одних и тех же букв. Буквы одни - тексты разные.