Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник Крымское Время
Дата 06.97
Название Светлые сказки от "Черного доктора"
Автор Александр Мащенко
Тип материала Статья


Александр Мащенко

Светлые сказки от "Черного доктора"

Родион Романович Раскольников, благополучно укокошив старуху-процентщицу и ее ни в чем не повинную набожную сестрицу, угрызений совести почему-то не почувствовал. Болезнь не обрушилась на него безумием или бредом. Психическое состояние оставалось нормальным. Сердце стучало четко и ритмично. Виртуозно упрятав следы своего преступления, он открыл на старухины деньги собственный ломбард и спустя непродолжительное время сделался процветающим коммерсантом. А в это время крупный борец за идеалы добра и справедливости товарищ Рахметов продолжал совершенствовать свои паранормальные способности. Достигнув необычайных высот в искусстве сна на гвоздях, он оставил революционное поприще и переквалифицировался в индийского факира.

Нет, это не плод воспаленного воображения неисправимого школьника-фантазера. И не результат "гениального" литературного творчества крупного постмодернистского мэтра. Это всего лишь гипотетический финал так называемой ролевой игры. Говорят, что началось все в старой доброй Англии с нашумевшей эпопеи Толкиена "Властелин колец". Где-то за рубежом был проведен в свое время социологической опрос. Респондентов просили назвать книги, которые они взяли бы с собой в двадцать первый век. "Властелин колец" оказался в этом списке третьим. Трудно судить о степени репрезентативности опроса, но общее представление о популярности романа он, конечно, дает. Фантастическая популярность этой книги привела к появлению клубов толкиенистов. Их члены вновь и вновь разыгрывали в лицах содержание романа. Это был род театра. Правда, в кругу английских толкиенистов, которые, несмотря на увлечение новой прозой, оставались (как и положено англичанам) стойкими консерваторами, изменять что-либо в каноническом сюжете считалось дурным тоном.

Но где-то в шестидесятые годы Толкиен проник в Россию. Проник, как и положено было, в ту пору всему чуждому социалистическим ценностям, самиздатовским и тамиздатовским путями. Вместе с Толкиеном проникла и идея создания клубов толкиенистов. Первые из них почти конспирировались, ограничиваясь кухонным священнодействием. Российские игры стали называть "хишками". Этимология этого словечка проста. Один из главных героев "Властелина колец" - хоббит. Отсюда - хоббитские игрища. Но такое сочетание и длинно, и претенциозно. Поэтому его сократили, использовав буквы каждого слова, добавили незамысловатый суффикс, и получилась "хишка" - коротко, завлекательно, с неуловимым ароматом детства. С течением времени матушка-Россия по своей извечной привычке изменила идею до неузнаваемости. Повторение уже известных сценарных ходов оказалось делом скучным. И люд начал творить. Поначалу он переписал только Толкиена. Но этого оказалось мало. И он принялся за другие литературные произведения и даже реальные исторические события.

Докатилась волна этого увлечения и до Крыма. Три года назад в Симферополе возник клуб ролевого моделирования "Черный доктор". Создавали его взрослые вменяемые люди. Шестеро из них - врачи. Плюс биолог, психолог, экономист... Практически у всех - высшее образование. Обилие среди организаторов клуба врачей в какой-то степени уже предопределило название. Плещущееся рядом Черное море и любовь к навсегда исчезнувшей марке знаменитого десертного вина определили выбор окончательно. Аналогичные "Черному доктору" клубы разбросаны на всей бескрайней территории бывшего Союза. Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Архангельск, Котлас, Минск, Киев, Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Донецк, Горловка... Список можно продолжать еще долго. Со всеми ними симферопольские "доктора" поддерживают дружеские связи. Ездят друг к другу в гости, участвуют в совместных играх. Держится движение, конечно, на энтузиазме. Каждый желающий принять участие в игре, организованной симферопольцами, платит почти символический взнос в десять гривен. Кстати, в России взносы чуть повыше. Минимальный - пятнадцать долларов. Но с украинских участников россияне из сострадания денег не берут. Еще и благодарят, если тем удается наскрести их хотя бы на дорогу. Попробуйте-ка добраться, к примеру, до Архангельска. Хотя для фэнов препятствий нет. В прошлом году одна девушка приехала на игру в Крым из Анадыря автостопом. Путешествие длилось полтора месяца. Впрочем, оно того стоило. Игры, проводящиеся в крымских горах и лесах, живописны и красочны необычайно. Потому и желающих принять в них участие - хоть отбавляй. Вот и сейчас, 3 июля начнется большая недельная игра по "Ведьмаку" Сапковского. А буквально через четыре дня после ее окончания стартует так называемый "Крымский турнир", участниками которого станут москвичи, петербуржцы, киевляне, харьковчане, минчане... Форум, какому позавидовать могут многие. На счету отечественных игроков множество фантастических акций. Им доводилось топить Китежград. Сделано это было просто. "Город" обнесли веревками, произнесли все необходимые заклинания, использовали все возможные магические формулы и благополучно утопили. Они участвовали в разборках "чикагских мальчиков" во времена великой американской депрессии и принимали участие во второй мировой войне. Правда, эта война и во второй раз завершилась почти так же как в действительности. Должно быть, изменить сценарий помешал впитанный с молоком матери патриотизм. Впрочем, наши игроки знают уже и финал войны третьей мировой. Без вмешательства внеземного разума, по их мнению, добром здесь не кончится. А на русском севере, в Котласе, проводятся настоящие рыцарские турниры. По английским, правда, правилам. Это означает, что все происходит всерьез. С реальными, собственноручно изготовленными и отточенными мечами, натуральными (в смысле - железными) кольчугами. И до сих пор смертельные случаи не зафиксированы. А французские или итальянские бутафорские варианты с картонными доспехами русской душе по нутру не пришлись. Ветераны котласовских побоищ свидетельствуют, между прочим, что в поединках русских витязей с западноевропейскими рыцарями куда чаще выигрывают первые. Да и оружие у наших помощнее, поэффективнее. Может быть, это связано с легендарным русским победным духом, берущим начало откуда-то из былинных времен Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича или более реальных, но тоже далеких походов Александра Невского и Дмитрия Донского. А может быть, причиной тому - штучное изготовление оружия и доспехов нашими мастерами. Ведь на Западе ролевые игры давно коммерциализированы. Там существует целая индустрия, на поток поставившая выпуск рыцарских шлемов с мощными забралами и мушкетерских шляп с импозантными перьями, тяжеловесных средневековых лат и изящных шпаг эпохи Возрождения, да, словом, всего, что может понадобиться путешествующим во времени. Впрочем, масштабы, до которых разросся феномен ролевых игр, впечатляют не только на Западе. В Москве, городе, привыкшем к концептуализму, в одной из местных газет игроки закупили целую полосу. И публикуют на ней "сводки с фронтов Амбера" - перипетии ролевой игры по мотивам книги знаменитого американского фантаста Роджера Желязны "Девять принцев Амбера". Московские всероссийские хишки собирают по три-четыре тысячи человек и длятся неделями. Без перерыва на сон. То есть игроки, конечно, иногда спят. Но и во сне продолжают оставаться героями игры. Правила жестоки: каждый, невольно вслух вспомнивший о своем настоящем имени, из игры исключается. Мастера иллюзорных миров

Мастер в хишках - нечто вроде должности. Руководящей и направляющей. Он пишет правила игры, контролирует и направляет ее ход, выносит окончательные решения при возникновении спорных ситуаций. Пререкания с ним ни к чему хорошему, кроме как к неприятностям или безвременной смерти не приводят. Во время крупных, длящихся неделями игр, спать мастеру приходится по два-три часа в сутки. - Зачем вам это? У вас семья, дети, работа и, соответственно, масса всевозможных хлопот. А мастерское поприще на хишках отнимает время, силы и держится, насколько я понимаю, преимущественно на энтузиазме? Это - вопрос мастеру из "Черного доктора" Галине Малышевой. - Интересно. Я думаю, нет, наверное, человека, который, прочитав тронувшую его книгу, не попытался бы мысленно поставить себя на место любимых героев и, может быть, что-то изменить в их судьбе. Часто говорят, что наше увлечение - уход в параллельные, иллюзорные миры. Может быть. Но проблемы в этих мирах те же, что и в мире реальном. И, скажем, для детей, которых много в нашем клубе, их решение - это хорошая школа. Ведь в настоящем мире взрослых все за них решают родители. А у нас они учатся ответственности. Кроме того, хишки - это еще и своеобразная профилактика стрессов, снятие нервного напряжения. В городах считается неприличным скакать на одной ноге, орать, вообще бурно выражать собственные эмоции. На хишках это только приветствуется. Ну и, конечно, иногда очень хочется сказки. Даже взрослым. А кроме нас самих, нам никто ее не подарит.

Клубы толкиенистов, конечно, много сделали для развития ролевых игр в нашем столетии. Но, в принципе, ролевая игра - ровесник человечества. Ритуальные пляски каких-нибудь индонезийских папуасов и древнегреческие дионисийские шествия, русская масленица и детские игры в войну - классические ее примеры. А современные парламентские или президентские выборы? Чем не ролевые игры со своими гласными и негласными правилами? Разве что куда более дорогие, особенно для массовки. А вроде как временно завершившийся раздел Черноморского флота? С той разницей, что взносы игроков были отнюдь не символическими. Что ж, политика вновь оказалась всепроникающей и вездесущей. Жан Пиаже, крупный французский психолог, полагал, что мир игры - это остатки еще не вытесненного действительностью изначального мира желаний. В таком случае, безусловно, сильные мира сего окончательно впали в детство. И хотя говорят, что некрасивых детей не бывает, дети из "Черного доктора" кажутся мне несколько более милыми.