Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник Известия
Дата 10.07.00
Название Тайная полиция против явной магии."Параллельные миры" глазами фантастов
Автор Р. Арбитрман
Тип материала  Статья


Роман Арбитрман

Тайная полиция против явной магии

"Параллельные миры" глазами фантастов

Любителям старины - если они не фанатики - вовсе не обязательно тратить деньги на антикварную мебель. Антикварная беллетристика так же легко заменяется романами-новоделами.

С массовой литературой - те же самые проблемы, что и со старинной мебелью. Антиквариат сегодня никому, кроме специалистов, не нужен. Реальная беллетристика, изготовленная добрую сотню лет назад для тогдашних читателей, никак не позволяет совместить нынешнюю любовь к "России, которую мы потеряли" с привычкой к необременительному массовому чтиву, детективу и фантастике. Едва ли не вся российская рulp fiction XIX века при ближайшем рассмотрении оказывается занудной, нескладной, пересыпанной непонятными намеками на давно забытые обстоятельства и довольно-таки основательно пропитанной антисемитизмом и полонофобией (почитайте хотя бы "неадаптированного" Крестовского, или Шарапова, или Крыжановскую)...

В минувшем году любителям детективного жанра был явлен наконец долгожданный эрзац: на фоне пряничной России душка-жандарм смотрелся подлинным орлом из шоколада, глазури и цукатов. Что же касается поклонников жанра фантастики, то им пришлось томиться несколько дольше, аж до весны года нынешнего. Пока издательство "ЭКСМО-Пресс" в серии "Нить времен" не разродилось романом Генри Лайона Олди (харьковчан Дмитрия Громова и Олега Ладыженского) под названием "Маг в законе".

Несмотря на обилие архаизмов и стилизованно-вычурный слог, оба Олди поступают гораздо честнее своего московского детективного собрата. Они заранее дают понять читателям, что "имперская старина", ими размашисто воссозданная, весьма условно соотносится с реальностью. В этом выдуманном мире слегка смещены географические координаты и этнографические приметы (отдельные народы названы чуть по-другому), сознательно сдвинуты культурные вешки (Константин Сергеевич Немирович и Владимир Иванович Станиславский-Данченко ставят оперу "Киммериец ликующий"), а элитное жандармское подразделение - Его Императорского Величества Особый облавный корпус "Варвар" - борется не со смутьянами и нигилистами, но с магами-уголовниками, способными "методом эфирных воздействий" завладевать чужим имуществом.

Вот он, настоящий конфликт эпохи - стихии волшебства с буквой закона! Недаром с первых страниц читатель вовлекается в противостояние полковника-магоборца Шалвы Джандиери с магом-конокрадом Дуфуней Груц-Вишневским (странно, почему авторы не додумались назвать персонаж Николаем Сличенко) и роковой дамой Пик Рашель Альтшуллер. Впрочем, ко второму тому враги становятся союзниками, а в последних главах даже вместе сдерживают натиск толпы диких поселян. Что позволяет умиротворить читателя выводом: неважно, колдуешь ты или, напротив, сажаешь колдунов на кол, - лишь бы ты человек был хороший.

Авторы лихо микшируют черты современного российского уголовного романа (персонажи-маги страдают от "беспредела" и серьезно выясняют, кто над кем "крышу держит") с очевидными приметами западного романа-fantasy (потусторонние споры выписаны в духе Толкиена и Желязны), не забывая при этом оглядываться на советский исторический роман ("Дата Туташхиа", например) и на телевизионные "мыльные оперы". Полученный коктейль хорош уже тем, что может сразу удовлетворять потребность в различных видах чтива - умом такую диковинную Россию, разумеется, не понять, но зато в нее не обязательно и верить.

Еще одну картину "альтернативной реальности" предлагает любителям научной фантастики москвич Александр Громов, автор романа "Запретный мир" (вышел в серии "Звездный лабиринт" издательства "АСТ"). Два наших современника - бывший штангист Витюня и лоточник Юрик - удивительным образом попадают на Землю-2. В мир, чья география ничем не отличается от земной, зато население задержалось в медном веке (железный лом для аборигенов - настоящее чудо).

Со времени выхода в свет романа Марка Твена "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" писателей довольно часто интересовала проблема: есть ли преимущества у человека технологической эпохи и могут ли они быть реализованы, объявись этот человек в далеком прошлом? Марк Твен был в этом вопросе, скорее, пессимистом. Хотя его ушлый Хэнк Морган, попав во времена рыцарства, сумел внедрить научные достижения века пара и электричества, все его усилия в конечном счете сходили на нет: "среда обитания" на поверку оказывалась слишком косной и инертной. Да и потом - что уж такое знает сегодня среднестатистический житель современного мегаполиса? Что ток живет в розетке, газ - в трубах, хлеб растет в булочных, а бифштексы водятся в холодильниках. Едва ли эти знания помогут человеку нашего времени, попади он к дикарям. Тем не менее, в отличие от Твена, Александр Громов значительно более оптимистичен (возможно, по молодости) и верит в разум современного человека. Громовские герои, рожденные в ХХ столетии, смотрятся совсем не лишними в веке медном; они по мере сил поднимают интеллектуальный уровень племени - да так, что всякие поползновения закусить гостями из "запретного мира" очень скоро прекращаются... Пожалуй, главным недостатком романа является отсутствие финала. Как только издатели оценили коммерческую выгоду "сериалов", ни один из фантастов не поторопится развязать все узелки в одной вещи - сэкономит их для грядущих сиквелов. Громов тут не исключение.

К сожалению, коммерция подкосила еще один проект того же издательства "АСТ" - коллективный сборник "Фантастика-2000". Составитель книги Николай Науменко сделал попытку продолжить давнюю "молодогвардейскую" традицию, иссякшую десятилетие назад. Но представить "максимально многообразную и многогранную картину современной отечественной фантастики" (из предисловия) не удалось. И дело не в "субъективности составителя", в чем признается последний, а в вынужденной случайности подбора. Сергей Лукьяненко и Эдуард Геворкян отдали в сборник первые части своих будущих больших произведений (скоро они выйдут целиком, и данная публикация станет бессмысленной). Владимир Васильев и Андрей Дашков поделились с составителем своими "неликвидами" из старых запасников.

Юлий Буркин напечатал одну из самых ранних своих вещей "Бабочка и Василиск" (не один раз издававшуюся), а рассказы двух Александров - Силаева и Золотько - более всего напоминают виртуальные упражнения "сетевых" авторов (и уж к жанру фантастики отношения точно не имеют). Можно подумать, что авторы пожадничали и свалили в "братскую могилу" что похуже. Однако разгадка не только и не столько в этом. В 60-80-е годы малая форма в НФ была у нас самой распространенной; предложение многократно превышало спрос, и составители (если они не были предвзяты) всегда имели возможность отобрать лучшее. Теперь же издательства ориентируют своих авторов на крупные формы: только романы хорошо продаются. Повести и уж тем более рассказы перестали быть нужны. И фантасты в большинстве своем перестали их писать. Ничего личного - просто бизнес.