Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Источник Час
Дата 23.10.99
Название Правила игры в Бога
Автор  
Тип материала  Статья


Правила игры в Бога

Нет, не быть мне толкиенистом! Толкиенутым, как снисходительно-презрительно именует эту братию большая (хотя, хотя...) часть человечества.

Не вязать собственноручно кольчуги из проволоки. Не мастерить деревянных мечей по тысячелетним оружейным канонам. Не бродить по городу в полном боевом доспехе, распугивая неромантичных, зашоренных, погрязших в тусклой современности сограждан. Не ездить раз в сезон на ролевые тусовки в окрестные леса, не дубасить там увлеченно бутафорским чеканом по оркским головам толкиенутых заединщиков. Не спорить ночами до хрипоты о форме ушей эльфов Арды: все-таки обычные или треугольные? (Свифтовские тупо- и остроконечники тут могут погулять..)

Хотя мне тоже внятно несуетное обаяние огромной, неспешной, такой дотошной и жизнеподобной трилогии Профессора. И я тоже подвержен ее властной ласковой магии, ненавязчиво погружающей тебя в Арду по самые кончики треугольных ушей. И все-таки - не быть мне толкиенистом.

Потому как все это есть разновидность эскапизма. Бегства от действительности. От нашей пресной, обшарпанной, засаленной, равнодушно-жестокой, а самое главное - глубоко алогичной - действительности. Бегства в мир - нет, не более добрый! Но - ОСМЫСЛЕННЫЙ. Где есть однозначно Светлое и безусловно Темное, и ты волен выбирать между ними. Где каждое твое действие имеет смысл и оправдание. Где даже погибнув (а ведь и гибель на ролевой тусовке не настоящая, а так, пару часов в "мертвятнике"), знаешь, что и смерть твоя внесет что-то существенное в баланс Добра и Зла.

Может быть, это-то и есть самый наш глубинный, леденящий подкорку общий человеческий страх. Жизнь страшна не жестокостью своей - в конце концов все можно вынести, если знаешь, во имя чего. Жизнь страшна бессмысленностью. Потому что на простом, зримом, данном нам в ощущениях уровне, и поступки наши, и боль, и кровь, и компромиссы с совестью сплошь и рядом оказываются зряшными, ненужными, ничего ни для кого не меняющими.

И тогда человек сам придумывает смысл происходящему. И просит помощи - а главное объяснения! - у Бога или профессора филологии Джона Р.Р. Ведь любая религия в сущности - род эскапизма. Оправдание с точки зрения категорий глубоко умозрительных своих реальных поступков. Да простят меня верующие, с эмпирической точки зрения Рай не более реален, чем Мордор.

И все-таки разница есть. Фундаментальная. Писание дает нам правила игры в предлагаемой жизнью игре без правил. Профессор Толкиен дает эдакую "скамью запасных", куда можно уйти с поля, если чувствуешь, что не тянешь темпа.

Эскапизм - это признание себя изначально проигравшим. Лично же мне ближе лозунг "Еще побарахтаемся!" Поэтому не быть мне толкиенистом.