Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы
Главная Новости Продолжения Апокрифы Стеб Поэзия Разное Публицистика Библиотека Гарета Таверна "У Гарета" Служебный вход Гостиная


"Черная книга Арды" Ниэннах и Иллет


Время и место действия: Арда, от Предначальной до IV эпохи. Преимущественно - Белерианд и Валинор, до начала II эпохи включительно.

О чем: А что есть кто-то, кто этого не знает? ;)

"Черная книга Арды" лежит в основании литературы фэндома, из нее как из гоголевской "Шинели" выросла не только большая часть темной апокрифической традиции, но и заметная часть литературной традиции светлых апокрифов и продолжений. Слова-печати "полынь", "память и боль", "крылья" однозначно идентифицируются каждым вторым фэндомцем не считая каждого первого. ;)

Но если кто-то вдруг не знает, либо приходит в себя после приступа амнезии - рассказываю. Темный апокриф. Мелькор, Саурон и назгулы - добры и благородны, их оппоненты в лучшем случае не понимают этого, а в худшем - просто стоят вне добра и зла. События I эпохи почти не изменились (за исключением заметным увеличением агрессивности Валар, эльфов и их союзников по отношению к подданым Мелькора), но их оценка резко изменилась вследствие переоценки мотивов действующих лиц и метафизики. Появилось множество сюжетов о мирной жизни темных.

Кому: всем. Даже принцпиальным антиапокрифистам - для общего образования.

Стоит ли читать: стоит


ИМХО Гарета:

Pro: 1. Культорологическое: Без знакомства с "ЧКА" невозможно понять очень многое в жизни фэндома.
2. Литературное: эмоциональность, удивительно красивые сказки и истории любви, изящные образы.

et Contra: 1. Культорологическое: читать "Черную книгу Арды", абстрагировавшись от многочисленных апокрифов второго порядка, стебов и статей, наверное, уже невозможно
2. Литературное: для большинства персонажей характерна психология людей XX века, специфика места, времени и расы почти не чувствуются; полемичность ряда сюжетов избыточна.

Гарет


Кто только что не писал уже про эту книгу. Ругают - талантливо, защищают - непрофессионально. Что и неудивительно - неприятие она вызвала, в основном, у "зубров" толкинизма, а те - люди в делах литературных поднаторевшие. Нравится же она, в основном, молодежи, часто даже Толкина не читавшей. На каковую молодежь она, собственно, и рассчитана. Уж больно вся атрибутика у положительных героев недалеко ушла от прекрасных принцев из девичьих грез...

И все же эта книга - Явление. Хотя бы по тому резонансу, который она вызвала. По тому количеству произведений авторов фэндома, которые не несут в себе влияния этой книги - а их можно пересчитать по пальцам одной руки. По тому впечатлению, которое она оказывает на большинство читателей. К ЧКА нельзя относиться равнодушно - ее или обожают, или проклинают.

Что вы найдете в этой книге? Превосходнейший стиль. Потрясающее владение авторов языком и умение им распорядиться. Но. Обилие однообразных оборотов, становящихся под конец штампами. Обилие сцен, тонко рассчитанных на вышибание слезы даже из самого толстокожего читателя. Кучу вольных и невольных заимствований из прочитанного авторами в юные годы. Совершенно нетерпимую, твердолобую позицию в вопросах "кто виноват?" и "что делать?"

Что вы в этой книге не найдете? Пошлости, вульгарности, цинизма. Но при этом и чувства юмора у авторов. Хоть сколько-нибудь внятной философской концепции. Эстетики Тьмы даже в зачаточном состоянии. Логики. Попыток отступить от канона, заложенного Толкиным. Связности повествования.

В общем - не читать этого стыдно, увлекаться этим неловко. Ненавидеть это нелепо.

Роланд (Стрелок)


Книгу эту в народе прозвали "Черным Сильмариллионом". И не зря. По сюжету она полностью повторяет "Сильмариллион", но повествование ведется с точки зрения темных. Соответственно, куда больше внимания уделено внутренней жизни темных и куда меньше - внутренней жизни светлых.

Главная идея, которой посвящена вся эта книга: «Черные были хорошие, а Светлые - не очень». И эта идея во всевозможных формах и видах служит сквозной мыслью, объединяющей друг с другом фрагменты из которых состоит эта книга, иллюстрируясь многочисленными описаниями подлостей Светлых и благородства Темных.

Нет нужды пвторять все то, что уже было сказано об этой книге. Ее неоднократно упрекали в излишней слащавости в одних местах и в излишней жестокости - в других. Обвиняли в неуместных аллюзиях к Библии и психоанализу. В недостаточной логичности. В откровенной философской безграмотности. И все эти обвинения в той или иной степени справедливы.

НО. Есть одна черта, почти примиряющая меня с этой книгой - незаурядное литературное мастерство авторов. В результате, стоит им на минутку забыть о своих весьма сомнительных философских тезисах, и из под их пера появляются добрые, светлые, печальные и очень красивые истории, например история Дайолена и Хагинн или прелестные, удивительно легкие сказки Мелькора.

Поэтому не берите эту книгу в руки, если вы впечатлительны. Подробное описание подлостей и жестокостей Света отравит вам все удовольствие от нее. Но если вы можете выбирать жемчужинки красоты из грязи и крови основного сюжета, эта книга доставит вам настоящее удовольствие.

P.S. Я очень надеюсь, что когда-нибудь Ниэннах и Иллет попробуют написать книгу про свой мир. Тогда, не связанные необходимостью оправдывать Тьму Арды, они смогут создать настоящий шедевр.

Вальрасиан


О да, в черных хрониках дается вроде бы противоположный взгляд на мир Толкиена. Взгляд со стороны "Dark forces". Но рассмотрим, так ли это на самом деле.

После прочтения "Сильмариллиона" у меня осталось чувство светлой эльфийской печали: эльфы ушли за море, и мир обесцветился... Но когда я читал "Черные Хроники", то меня попеременно охватывали то дикий смех, то слезы наворачивались на глаза.

Трагедия, как казалось мне по началу, обернулась фарсом. И тот "взгляд", взгляд Ниенны со стороны "темных" сил оказался чем угодно, но не тем, что я ожидал. Ибо Ниенна не поняла главного. Она не поняла понятия ЗЛА, настояшего Зла, и поэтому даже не смогла взглянуть на Средиземье с его стороны. (note: У Перумова взгляд со стороны людей намного более правдоподобен). Ниенновское Зло - это как зло детей, играюших в песочнице: 
"... ты плохой! Ты не дал мне поиграть в этот самосвальчик!
- Сам ты плохой! Рыжий! Рыжий!...".

Заметим, что ни у Толкиена, ни у Джордана, ни у Эддингса, не дается такого подробного описания внешности злого персонажа, как у Ниенны, которая подробно описала своего возлюбленного Мелькора и его врагов. Там просто чувствуется, как
она играет с несколькими глаголами, создаюшими атмосферу вокруг него.

Кроме того, по прочтении "Черных хроник" становятся непонятны причины, движушие "светлыми" персонажами. Не дается никакого объяснения им, не дается логического их понимания.

Далее. Зло. Настояшее Зло. Ниенна его не поняла. И если восприятие Зла можно было бы описать косвенно, то Ниенна не сделала даже этого.

Зло. Иномировое Зло. Зло само по себе. У Ниенны Зло рассмотрено как ограничение свободы выбора, и не более того. У нее же ее Зло смешано с Тьмою... На мой взгляд, надо было бы вначале разобрать каждую субстанцию по отдельности, а потом и смешивать их.

И, в завершение. Стиль написания "Черных Хроник"... Слабо и сентиментально.

Эриол


ЧКА. Одно из наиболее скандальных произведений фэндома, для кого-то - почти культовое произведение, для кого-то - объект для нападок. По моему мнению - "общего", объективно ценного в ЧКА не так-то много. Она - прежде всего отпечаток личности ее авторов, их интересов и комплексов. Это глубоко личное произведение, не надо там искать какие-то общие идеи - они там есть, но так размыты и разбавлены эмоциями, что не имеют особой ценности. ЧКА - русское произведение конца XX века и человеку иного времени и иной страны останется непонятным. И еще - существенный недостаток ЧКА в том, что она слишком зависит от "Сильмариллиона".

Чисто литературные достоинства ЧКА, с моей точки зрения, невысоки. Особенно авторов подводит неумение ориентироваться в мире вещей. Почти не проработана материальная культура Эльфов и Людей Тьмы. Стремление к "красивости" доводит порой до потери смысла, о связности повествования даже думать не приходится. Эмоциональность порой переходит в истеричность и слащавость.

В общем, ЧКА - это не литература. Произведение-однодневка, которое лет через 20 будет неинтересно даже для тогдашних толкинистов, если не будет коренным образом переделано. А как можно его исправить - об этом пусть думают авторы. Им и карты в руки.

И. Белова


ЧЕРНАЯ КНИГА
       - Я ужас, летящий на крыльях ночи!
       - Это не к нам, это к Ниенне.
                       (фольклор)

Во сне никогда не поздно
Через грязные окна -

В мир, который был создан,
Чтобы красиво сдохнуть.

За нарисованной дверью
Призрак ходит бесшумно.

Да, в нее будут верить:
"Веря, можно не думать".

Ведь все до жути красиво,
Смело, гордо и честно!

Да подрастрачены силы
На поточные песни...

Под мутным блестящим лаком -
Что вы! - все без обмана.

Да, над ней будут плакать.
Как над "Дамским романом".

                 15.06.96

Лин (Л. Лобарев)


Людям свойственно стремиться к высокому. Особенно к высокой зарплате и высоким должностям. Но и к высокой репутации (в своих и не только глазах) тоже. А самым дешевым способом набрать репутацию свободомыслящего интеллектуала и ощутить себя Джордано Бруно и Зоей Космодемьянской в одной лице - от души попинать что-нибудь ну очень грозное de jure, но совсем безобидное de facto. Например, несчастных и неоднократно обхамленных Валар во главе с Эру Единым.

Эта простая закономерность и определяет причины популярности "Черной книги". Подражать худшим проявлениям Мелькора и Ко, трагически вздыхать о судьбе Эллери Ахе и ничего не делать легче и приятнее, чем подражать хотя бы Рози Недоселок или старику Гэмджи. В итоге, кружок поклонников "Черной книги" пополняется за счет безвольных эстетов, а за самой книгой закрепляется репутация рассадника слез и соплей.

А жалко. Потому что книга-то - совсем о другом. Об ответственности и безответственности. О тяжелой ответственности учителя, наставника, друга, возлюбленного. О том, какую горькую цену приходится платить за забвение этой ответственности Мелькором тем, кто его окружает, - Элхе и Курумо, Лаан Гэломэ и Аст Ахэ. О том, как избыточная ответственность Манвэ оборачивается новыми трагедиями - не только для врагов, но и для поданных Государя Ветров: Амариэ, Феанора, Финве. О том, какой болью и утратами Гортхауэру приходится платить за принимаемую на себя ответственность.

Если бы Ниэннах и Иллет писали о маккавейском восстании, о многолетнем противостоянии Симона де Монфора и Раймона Тулузского, о любом из бесчисленных конфликтов XX века - их книгу бы уже перевели не на один десяток языков, засыпали премиями и грантами, издали в суперобложке и академической серии. Ответственность - главный вопрос, главная тема бесчисленных коллизий последних десятилетий и мало книг, способных раскрыть все грани этой вечной проблемы с такой подкупающей искренностью и эмоциональной открытостью. Но эта книга стала всего лишь фэнфиком. Первым из фэнфиков - но не более того.

Автолик


Содержание книги исчерпывающе определяется названием. История Арды с точки зрения т.н. "Черных" (Мелькора-Моргота, Саурона и прочей ангбандско-мордорской мелочи). Все факты остались почти неизменными, но авторы проявили недюжинную изворотливость, вписывая эти факты в концепцию "Те, кто у Толкиена плох, у нас весьма хорош. Те кто, у Толкиена good, у нас - наоборот". Может рекомендоваться специалистам по черному и белому пиару в качестве настольной книги.

Алекс Вельх