Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы
Главная Новости Продолжения Апокрифы Стеб Поэзия Разное Публицистика Библиотека Гарета Таверна "У Гарета" Служебный вход Гостиная


"Эанарион" Альвдис Н.Н. Рутиэн


Один из наиболее любопытных апокрифов фэндома, выходящий за пределы сложившихся апокрифических архетипов. "Эанарион" - своеобразное отражение "Сильмариллиона", повторяющее внутреннюю событийную и логическую структуру "Сильмариллиона", но сфокусированное на истории дома Феанора. Однако "Эанарион" не является механической апологией Феанора и феанорингов, говоря словами самого произведения, он не "убеждает в том, что совершенные преступления совершены не были", а "говорит правду о преступлениях, дабы знали вы, где кончается их вина и начинаются злобные домыслы".

Текст неоднороден, чеканная вязь слов в духе "Сильмариллиона" сменяется живыми, мятущимися, эмоциональными строками, в различных фрагментах текста смещаются акценты... Эта неоднородность затрудняет восприятие текста, но она же и создает ощущение полноты и многомерности мира "Эанарионовского" эпоса, своеобразную полифонию повествования... В сочетании с хорошим языком повествования, глубиной и цельностью характеров персонажей, эмоциональной глубиной текста это создает весьма интересное и во многом оригинальное произведение.

Есть, конечно и своя ложка дегтя, причем даже не одна... Первые главы текста откровенно калькируют "Сильмариллион", метафизика мира "Эанариона" крайне поверхностно связана с этикой персонажей, иные фрагменты текста в силу вышеупомянутой неоднородности выпадают из пространства произведения... Но несмотря на это "Эанарион", в той или иной мере будет интересен большей части фэндомских читателей.

Гарет


Традиционная толкиенистская забава - выворачивание "Сильмариллиона" наизнанку. Сдвиг акцентов, добавление одних фактов и игнорирование других, отыскивание новых трактовок и прочтений. Для бездаря "Сильмариллион" становится той спасительной каменной стеной, к которой можно прислонить шаткую конструкцию своего самопального сюжета, в надежде на то, что картонные фигурки персонажей не посыпятся вниз. Иногда помогает.

Но вот когда этим же самым начинает заниматься автор талантливый - получается ровно таки наоборот. Необходимость косить одним глазом на предыдущую страницу собственного творения, а другим - на томик "Сильмариллиона", со всей неизбежностью ведет к художественному косоглазию. Что и подтверждается "Эанарионом". Пока автор пытается синхронизировать повествование с "Сильмариллионом" получается вяловатое и занудное повествование. Как только он отдается свободному течению текста (как в "Об освобождении Сильмарила") повествование преображается. Сюжет завораживает, герои становятся живыми, меняясь на глазах читателя, взрослея, приобретая и теряя. Образы становятся неожиданно яркими, разноцветными и красивыми.

Но потом автор спохватывается и вновь берется за костыли "Сильмариллиона". И все начинается по новой.

Автолик