Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы
Главная Новости Продолжения Апокрифы Стеб Поэзия Разное Публицистика Библиотека Гарета Таверна "У Гарета" Служебный вход Гостиная


Ф. Тертицкий

Рецензия на "Книгу хроник Арды" Вальрасиана и Петра из Вероны


Дорогие друзья!

Итак, перед нами Книга Хроник Арды (КХА). Авторы утверждают, что это апокриф, причем более светлый, чем "Сильмариллион". Посмотрим, так ли это.

Итак, начнем с начала. Мы узнаем, что Эру - не Единый Бог, а всего лишь создание "Предвечного Творца". Да... Еще теософы говорили, что у Бога-Отца есть свой Отец.

Предначальный мир прекрасен, благодаря стараниям "духов, хранивших Эа".

А затем в мир приходят Разрушающие - абсолютно злые существа. Непонятно, откуда они взялись и где были раньше. Духи вступают в битву с Разрушающими и начинают ее проигрывать. Спрашивается, где был Предвечный Творец? Почему Он не вмешался?

Следующая сцена. Эру бежит от Разрушающих и успевает окружить себя Преградой, непроницаемой для них. Итак, вместо величественной картины Творца, создающего мир, (как в нашем мире и мире Толкина), перед нами беглец, создающий живых духов для того, чтобы они могли продолжить его дело.

Первым Эру создал Мелькора (Алкара). Мелькор был полным подобием Эру, за исключением одного - он не мог чувствовать боли. И от этого стал злодеем. Спрашивается, что именно был неспособен ощущать Мелькор? Физическую боль при любом воплощении? Поверьте - есть некоторое число людей, которая, в силу особенностей своего организма, не способна чувствовать боль - и они не являются злодеями и извергами. Мелькор был неспособен к эмпатии? Но большая часть человечества также неспособна, при этом наша жизнь все-таки не похожа на ад.

Мелькор входит в контакт с Разрушающими и проникается их идеями. Сказано, что он встретил "Силу отвратительную, страшную, жестокую, но силу могучую - многократно превышающую силу Эру". Итак, если сила Разрушающих больше силы Эру, то почему они не сломали Преграду?

Далее идет красивое - действительно красивое описание Айнулиндалэ.

А затем снова начинается бред. Выясняется, что Валары сотворили Майаров. Какой ужас! Эдакая лестница - Предвечный Творец - Эру - Валары - Майары. А дальше - кто?

Далее идут, на мой взгляд, самые удачные из КХА-шных фрагментов - Воспоминания Тевильдо, одного из майаров Мелькора. Красивый стиль, удачная передача психологии персонажа.

Потом на много-много страниц - описание жизни Валинора. Люди, поймите - Айнуры - не люди, Валары - не родители, а Майары - не дети! Это другие существа!

Стоит остановиться на одной из глав: "Народ царицы Маб". Здесь описано, как Олорин создал фей. В мире Толкина может быть все, что угодно, но не феи! Взгляните на последнюю страницу примечания к "Властелину Колец".

А дальше снова становится интересно. Мелькор убивает трех эльфов и призывает в мир Разрушающего - Унголианту. Друзья, Мелькор - идиот. Законченный кретин. Если всего ТРЕХ эльфов достаточно для призыва в мир Разрушающего, т.е. злой твари, почти равной по силе Эру...

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что за Первою Эпоху в руках Мелькора побывали не менее 1000 эльфов. 1000\3 = 333. Итак, Мелькор имел шанс призвать в мир силу, 333-кратно превышающую силу Эру. Почему он этого не сделал? Загадка...

От Исхода Нолдоров остались только факт Исхода и Клятва. Резню в Альквалондэ, сожжение кораблей и Сокрытие Валинора устроили Мелькор и Унголианта.

"Великолепна" глава "Смертные". Только что пробудившиеся люди успели до прихода к ним Мелькора: 1)построить деревню, 2) узнать про Ангбанд и нравы его обитателей, 3) создать культуру и научиться почитать стариков, 4) создать язык и 5) научиться ткать одежду. Вот это скорость!

О, глава "Лас"! Типичная глава анти-ЧКА. Стандартно - есть ЧКА-шная культура, есть Мелькор, но он злой и вся культура - его гнусная выдумка, чтобы привлечь людей на свою сторону.

Из "Войны Гнева" мы узнаем, что Мелькор перед изгнанием потопил Белерианд. Хорошая гипотеза. Может, и так...

После изгнания Мелькора бред практически кончается. Практически - так как одна бредовая сцена все же присутствует. Это сцена, когда Саурон топит Нуменор. Саурон. Не Эру. Следовательно, если Саурон способен потопить континент размером с пол-Валинора, то вместе со своим создателем-Мелькором он мог потопить Валинор. Почему так не произошло - загадка №2. Кстати - это уже вторая сцена типа "Злодея зажали в угол и он, поняв, что все кончено, топит континент".

Кроме этой сцены, бреда в постмелькорианской истории нет, а есть великая красота, пронизанная Светом. Есть очень точное описание Нуменора в период владычества Саурона ("Черный Храм"), замечательная история Тайри - Пятого Назгула, сумевшего победить силу Кольца силой Любви. И Легенды Арды. Красивые, светлые и добрые.

Такое впечатление, что историю Арды до и после Войны Гнева писали разные люди. Потому, что в истории Предначальной и Первой Эпох видно желание еще раз дать пинка Мелькору и доказать всему миру, что он - мерзавец, которому нет прощения. А в истории Второй и Третьей Эпох видна надежда. Надежда в то, что даже самый законченный злодей может обратиться и вера в то, что Свет все равно победит.