Иронично-холодный текст, начисто лишенный как какой-нибудь глобальной идеи, так и ставших уже обычными попыток "перенинннить Ниенну", по сути своей представляет собой просто развернутый портрет Курумо в интерьере Лаан Гэломе. Тонкий, достоверный образ и прекрасный стиль описания, безусловно, привлекут внимание читателя к рассказу, хотя обилие анахронизмов несколько смазывает впечатление от текста, придавая ему чуть заметный оттенок искуственности.
"Дневник Сарумана" тесно смыкается с другим рассказом этого автора - "Мастер игры", но стоит ближе к классическому апокрифу. Появилось описание вещного мира, эмоций, расширился круг персонажей. Трудно сказать, пошло ли это на пользу тексту. С одной стороны, он стал доступнее, ярче, объемнее, но в то же время потерял очерование читой интеллектуальной забавы... Впрочем, ознакомления этот текст заслуживает в любом случае.