Итак, берем в руки книгу Еськова... Надпись на обложке "История Средиземья - глазама Врага" вкупе с родной до боли фразой "Профессор был не прав" в аннотации сразу приводят к резонной мысли: "Дело Ниэннах живет и побеждает..."
Перелистывание страниц книги лишь утверждает читателя в этом мнении. Слова о "Властелине колец", как "историографии победителей" прямо таки ведут нас к этому выводу.
Да и авторская интерпретация событий Войны Кольца настолько созвучна "ЧКА"... Белый и пушистый Мордор, цитадель знания и мудрости. Злобные светлые, начинающие войну из сугубо конъюктурных соображений. Естественно - войска светлых многократно превышают воинство Мордора, естественно - благодоря профессионализму, высокому боевому духу и талантливому командованию мордорцы побеждают, естественно - светлым удается переломить ситуацию лишь подлостью, хитростью и недобрыми чарами...
Ну что же - предвкушая появление какой-нибудь местной Элхе мы листаем книгу дальше и...
"Нет, не совсем Ниэннах", приходим мы к глубоко философскому выводу, встретив на двадцати страницах аж две мифрильные кольчуги... Приглядываемся внимательней - и действительно, аналогии с Перумовым прут из всех щелей.
Задача героев и здесь - уничтожить артефакт, бросив его в Ородруин. Правда, на сей раз в качестве искомого артефакта выступает Зеркало Галадриэли... На редкость оригинальное решение. (К сотой странице уничтожать надо было уже палантир)
А еще - упреки Арагорну в некромантии, черной магии и узурпации трона, патологическая нелюбовь к эльфам, даже назгульские кольца, в количестве одной штуки...
Даже ляпы Еськова исполнены в неподражаемой перумовской манере... Очень неординарно смотрится фраза о дунаданах, которые вели свой род "Если не от Исилдура, то от Эарендура - точно" (Интересно, как они умудрялись это делать). Совершенно дивный ляп допущен автором в отношении гномов. С одной стороны - это "мифический народ", с другой - Саруман на совете магов говорит "Гномы некогда разбудили подземное зло". Кто-то явно чего-то не понимает. То ли автор, то ли читатель, то ли Саруман...
- Интересно, - думает читатель, - может быть Еськов - это псевдоним Перумова?
Читаем дальше - и выясняем: не псевдоним. Ибо, чем дальше, тем больше чуствуется в книге уверенный стиль Сапковского...
Средиземье, на момент Войны Кольца - мир средневековый. Средиземье Еськова - еще более средневековый, подчеркнуто копирующий реалии средневековой Европы... Но при том - в этот средневековый антураж автор перетаскивает реалии XX века, в отличие от Сапковского - даже не пытаясь следить за минимальным соответствием их общей картине мира.
Экономика (сфера производства) определяет очень многое - и прежде всего сферу распределения и модель государственного управления. И невозможно в условиях ремесленного производства, политической и экономической распыленности существование развернутой, многоуровневой бюрократической системы (в т.ч. - таких спецслужб, какие описаны Еськовым). И, точно также, банковская система с депозитными и рассчетными услугами, немыслима при описываемом автором уровне развития промышленного производства.
Да и многообразные чернушные эпизоды (история Харада, зачистки в орокуэнских стойбищах...) выдержаны в стилистике именно Сапковского. Кстати, может быть я ошибаюсь, но Харад Еськова очень напоминает Нильфгаард Сапковского (за исключением уровня технического развития).
Читаем дальше... Опять - аналогии, аллюзии, параллели. Отравленные эльфийские стрелы пришли из Перумова-Лукъяненко ("Не время для драконов"), история Тангорна в Умбаре выдержана в традициях бондианы, внутренняя жизнь Лориэна до боли напоминает перумовский Эльфран... А уж параллелей с произведениями фэндома - от "Эльфийского синдрома" до "Экскурсии" - так и вообще без счета.
Дочитываем до конца. Захлопываем. Подводим итоги.
Мир Толкиена. Идеология от Ниэнны, декрорации от Перумова, антураж от Сапковского.
А что же от Еськова? Наверное - завершающая фраза - "Не любо - не слушай, а врать не мешай".