Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы
Главная Новости Продолжения Апокрифы Стеб Поэзия Разное Публицистика Библиотека Гарета Таверна "У Гарета" Служебный вход Гостиная


Вальрасиан

"Последний кольценосец" К. Еськов.

Рецензия

Итак, берем в руки книгу Еськова... Надпись на обложке "История Средиземья - глазама Врага" вкупе с родной до боли фразой "Профессор был не прав" в аннотации сразу приводят к резонной мысли: "Дело Ниэннах живет и побеждает..."

Перелистывание страниц книги лишь утверждает читателя в этом мнении. Слова о "Властелине колец", как "историографии победителей" прямо таки ведут нас к этому выводу.

Да и авторская интерпретация событий Войны Кольца настолько созвучна "ЧКА"... Белый и пушистый Мордор, цитадель знания и мудрости. Злобные светлые, начинающие войну из сугубо конъюктурных соображений. Естественно - войска светлых многократно превышают воинство Мордора, естественно - благодоря профессионализму, высокому боевому духу и талантливому командованию мордорцы побеждают, естественно - светлым удается переломить ситуацию лишь подлостью, хитростью и недобрыми чарами...

Ну что же - предвкушая появление какой-нибудь местной Элхе мы листаем книгу дальше и...

"Нет, не совсем Ниэннах", приходим мы к глубоко философскому выводу, встретив на двадцати страницах аж две мифрильные кольчуги... Приглядываемся внимательней - и действительно, аналогии с Перумовым прут из всех щелей.

Задача героев и здесь - уничтожить артефакт, бросив его в Ородруин. Правда, на сей раз в качестве искомого артефакта выступает Зеркало Галадриэли... На редкость оригинальное решение. (К сотой странице уничтожать надо было уже палантир)

А еще - упреки Арагорну в некромантии, черной магии и узурпации трона, патологическая нелюбовь к эльфам, даже назгульские кольца, в количестве одной штуки...

Даже ляпы Еськова исполнены в неподражаемой перумовской манере... Очень неординарно смотрится фраза о дунаданах, которые вели свой род "Если не от Исилдура, то от Эарендура - точно" (Интересно, как они умудрялись это делать). Совершенно дивный ляп допущен автором в отношении гномов. С одной стороны - это "мифический народ", с другой - Саруман на совете магов говорит "Гномы некогда разбудили подземное зло". Кто-то явно чего-то не понимает. То ли автор, то ли читатель, то ли Саруман...

- Интересно, - думает читатель, - может быть Еськов - это псевдоним Перумова?

Читаем дальше - и выясняем: не псевдоним. Ибо, чем дальше, тем больше чуствуется в книге уверенный стиль Сапковского...

Средиземье, на момент Войны Кольца - мир средневековый. Средиземье Еськова - еще более средневековый, подчеркнуто копирующий реалии средневековой Европы... Но при том - в этот средневековый антураж автор перетаскивает реалии XX века, в отличие от Сапковского - даже не пытаясь следить за минимальным соответствием их общей картине мира.

Экономика (сфера производства) определяет очень многое - и прежде всего сферу распределения и модель государственного управления. И невозможно в условиях ремесленного производства, политической и экономической распыленности существование развернутой, многоуровневой бюрократической системы (в т.ч. - таких спецслужб, какие описаны Еськовым). И, точно также, банковская система с депозитными и рассчетными услугами, немыслима при описываемом автором уровне развития промышленного производства.

Да и многообразные чернушные эпизоды (история Харада, зачистки в орокуэнских стойбищах...) выдержаны в стилистике именно Сапковского. Кстати, может быть я ошибаюсь, но Харад Еськова очень напоминает Нильфгаард Сапковского (за исключением уровня технического развития).

Читаем дальше... Опять - аналогии, аллюзии, параллели. Отравленные эльфийские стрелы пришли из Перумова-Лукъяненко ("Не время для драконов"), история Тангорна в Умбаре выдержана в традициях бондианы, внутренняя жизнь Лориэна до боли напоминает перумовский Эльфран... А уж параллелей с произведениями фэндома - от "Эльфийского синдрома" до "Экскурсии" - так и вообще без счета.

Дочитываем до конца. Захлопываем. Подводим итоги.

Мир Толкиена. Идеология от Ниэнны, декрорации от Перумова, антураж от Сапковского.

А что же от Еськова? Наверное - завершающая фраза - "Не любо - не слушай, а врать не мешай".