Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы
Главная Новости Продолжения Апокрифы Стеб Поэзия Разное Публицистика Библиотека Гарета Таверна "У Гарета" Служебный вход Гостиная


Александр Борянский

Между Западом и Востоком

Газета "Время "Ч"", Одесса (июнь 2002)

Принято считать, что Россия находится в аккурат между Западом и Востоком, духовно разрывается на части, и что этим объясняется вся ее история и менталитет, все беды и неустроенность пополам с высокими озарениями…

Или, лучше, скажем - РУССКОЯЗЫЧНЫЙ РЕГИОН - чтобы и себя тоже можно было посчитать, неинтересно ведь, когда сам не участвуешь.

Однако между Западом и Востоком находится абсолютно любая точка на карте, где живут люди. Даже Страна Восходящего Солнца смотрит на восток и видит Пёрл-Харбор. Даже калифорнийское побережье помнит, что на западе за Гавайскими островами - Япония.

Так что правильней их писать с маленькой буквы - запад, восток… Просто чтобы не обманываться и не выдумывать то, чего нет.

Западный тип мышления, восточный тип мышления… Скорей всего, это вещи фантомные. Какой у грузина менталитет? А у японца? Между китайцем и тибетцем разница, думаю, не меньше. Это мы от необразованности всё обобщаем.

Но национальный тип мышления безусловно существует. Сравним, к примеру, англосаксонский и российско-эсэнгэшный. Я давно задаю себе вопрос: почему же все-таки они сейчас хозяева планеты, а не мы?

Приблизиться к ответу, как ни странно, помогла литература.

Впрочем, что тут странного? Подсознательное выражение мыслей трудней контролировать, а сокровенное так и норовит ответить на самые каверзные вопросы.

* * *

Недавно мне довелось прочесть подряд сначала трилогию "Властелин колец" Толкиена (с предшествующим "Хоббитом"), а затем продолжение или, верней, контрпункт оного "Властелина…", написанный русским человеком Кириллом Еськовым и названный им вполне завлекательно - "Последний кольценосец".

Сперва об англичанине.

"Властелин колец", как известно, был создан в 1954-55 гг. и сразу же стал культовой книгой, каковой и продолжает оставаться до сих пор. Я в мире Средиземья не бывал одиннадцать лет, мелодии эльфов позабывал, и потому воспринимал текст вполне свеже.

При общем благостном впечатлении очень скоро захотелось дополнительных разъяснений. В отличие от более раннего и в хорошем смысле наивного "Хоббита", детали прославленной трилогии расписаны столь подробно, что посчитать происходящее детской сказкой никак нельзя. С другой стороны, принять ЭТО в качестве реальности разум не позволяет.

Мешают два момента.

Первый: слишком элементарно уходят герои от опасностей, которые им подстраивают вроде бы могущественные силы Врага. В жизни так не бывает. То ли Враг хилый, то ли что-то недоговорено… Ждешь логического объяснения, и оно даже приходит, пусть с запозданием, а чего-то все равно не хватает… Числового значения противоборствующих сторон, что ли. Конечно, мяч круглый, поле зеленое, но… Есть ведь правила игры.

Момент второй: слишком недвусмысленны яркие краски - на западе белый, белее снега, на востоке черный, чернее мир не видывал. Непривычны мы к такому… И хочется посмотреть глазами черного цвета, у страшного Саурона тоже ведь есть позиция…

Где расположен этот мир? Он висит на волоске? Ладно. Но какова диспозиция?

А потом я плюнул на умствования и сказал себе: ну, пусть это всё происходит в комьютерной игре, пусть будет вторичная реальность, созданная закадровыми творцами… Главное - это искренняя борьба на пределе возможностей, это решимость идущего навстречу всем страшным силам маленького хоббита.

Хоббиты - вот ключ.

"Властелина колец" можно использовать как тест, насколько человек привязан к материальному миру. Если, пробежав первые главы, он так и не увидит ничего скрытого, стоящего, а скажет: "Да несерьезно как-то, фигня какая-то…" - он на цепи необходимости, прирос к земле, на базаре торговаться ему, наверно, благодаря этому легко (жизнь знает), а умирать, когда придет черед, будет трудно и страшно. А черед придет, и знание базарной жизни вдруг окажется ни к чему.

А если человек проникается и чувствует, что Кольцо Всевластья надевать нельзя, что нельзя оборачиваться в сторону зла даже на минуту, что Враг силен и абстрактен, его нельзя пускать в сердце - если человек в принципе способен отнестись к Бильбо и Фродо серьезно, то, как ни удивительно, именно он свободен и имеет власть менять мир.

Хоббиты ключ, потому что они - нормальные маленькие существа между светом и тьмой. Все прочие лишь плакатные великаны, со знаком плюс или со знаком минус. Толкиен признавался, что хоббиты - герои среди "профессионалов", так он их задумал. И про себя говорил: "Вообще-то я - хоббит (разве что рост великоват)".

В 1954 году на плечи хоббита Фродо свалился тяжелейший груз. Помня, что автор его - истый джентльмен, можно сказать: Фродо почувствовал "бремя белого человека", сформулированное ранее сэром Киплингом. Вместе с Кольцом он принял ответственность за цивилизацию.

Мне почему-то вспоминается Черчилль. Эдакая ассоциация… Маленький, толстенький и тоже любил трубку.

Это и есть англосаксонский тип мышления: вера в то, что одинокий хоббит, покинувший уютнейшую норку ради того самого "бремени", будучи честным до конца, способен сокрушить своей правильностью всесильную, черную, но неправильную Империю Врага. Надо лишь суметь быть честным до конца. Невзирая на обстоятельства.

Это, знаете ли, глубокая вера, настоящая. Причем - без фанатизма.

* * *

Кстати сказать, именно так с хоббитами и Империей Зла и произошло в нашем мире. А не начитался ли Президент Рейган Толкиена перед известным выступлением?

Но мои вопросы к миру остались, мы-то живем на развалинах Мордора.

В недрах Мордора и родилась книга-ответ. Москвич Кирилл Еськов написал "историю Средиземья глазами Врага".

Первое творение Еськова "Евангелие от Афрания" я принял безоговорочно и с удовольствием, а потому с некоторым даже нетерпением взялся за "Последнего кольценосца". Еськов человек очевидно умный, в поисках дерзкий, для решения поставленных задач достаточно талантливый. Тем интереснее, что у него случилось с Толкиеном. Он ему не то чтобы проиграл, нет… Он проявил всех нас, живущих здесь. И вне зависимости от собственных намерений доказал: МЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОРКИ. Джон Рональд Руэл Толкиен не ошибся!

Еськова донимало то же, что и меня. Где это? Так не бывает! Каково соотношение сил? А что себе думал Черный Властелин?

Как и я поначалу, он оказался категорически не способен просто принять необходимость выбора: светлые силы или темные. Нам это трудно, выбор. И мы не умеем поверить, будто одинокий хоббит может победить.

Решение Еськова откровенно донельзя, выглядит как приговор: он убрал хоббитов из своей книги вообще! Он великолепно объяснил, кто такой Арагорн (эльфийский резидент), мотивы Совета Магов (разгром технологического Мордора, пока тот не превзошел магию технологией), политику эльфов (высокомерное господство за счет подавляющего магического превосходства), весь расклад лег словно в преферансе, четко, точно… А что с хоббитами делать, житель Мордора Еськов, как некогда и Саурон, не знал.

Интеллектуальные построения, изящный обратный ход с необходимостью уничтожить Зеркало Галадриэль огнем из Ородруина (вместо поддельного Кольца), ясное математическое соотношение магии и науки…

И как гвоздь - что выступает решающим фактором? У англичанина воля маленького, но свободного человека, а здесь что?

Здесь судьбу мира вершат спецслужбы. Гондорская, итилиенская, умбарская, эльфийская… Кольцо, а значит и свободная воля Фродо были пропагандой победителей. Это ложь. Без организации человек ничто. Без профессионалов его смелость и честность могут привести лишь в подвал, где очередная спецслужба заставит мечтать о быстрой смерти, всё вокруг конкретно и разноцветно, светлые и темные силы - выдумка для дураков, есть просто сила, не испачкавшись не доползешь до финала…

Друзья! Это наша с вами вера! Узнаете?

Толкиен называл хоббитов "героями среди профессионалов".

Еськов ответил: среди профессионалов героев нет.

* * *

Еськову удалось написать настоящую мордорскую книгу. Это история, написанная орком и для орков. Причем понятие "орк" здесь ближе к тому, как понимал его Толкиен.

Если б Еськов был менее талантлив, у него бы не получилось такое "признание нации".

Фактически - мечта проигравших об Армагеддоне.

Ближе к концовке он уже откровенно разрушает мир Толкиена, сплетая его с нашим. И, опускаясь в средневековье человечества, мир Средиземья теряет смысл.

* * *

Теперь я понимаю, почему хозяева планеты они, а не мы. Это справедливо. По крайней мере, на данном отрезке времени.

Хотя…

Это было справедливо.

Американский блокбастер "Властелин колец" полностью еще не снят. Возможно, пока дойдет до 3-й части, мера глупости станет критической.

Они, на заокраином западе - примитивны. Мы, на разрушенном востоке - циничны. Посредине - старая Англия. Впрочем, Толкиен умер и той Англии тоже больше нет.

* * *

А-а, вы говорите, надежда? Конечно, есть!

Каждый может надеяться на правильный личный выбор, если научится выбирать.

И я надеюсь, что когда-нибудь меня спросят и я смогу, заглянув в себя, честно ответить: "Вообще-то я хоббит (разве что рост великоват)".