Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы
Главная Новости Продолжения Апокрифы Стеб Поэзия Разное Публицистика Библиотека Гарета Таверна "У Гарета" Служебный вход Гостиная


Сергей Щеглов

Рецензия на "Последний кольценосец" К. Еськова


"История Средиземья - глазами Врага", как обещает подзаголовок на обложке. Врет, конечно, - рекламный трюк. Автору "Евангелия от Афрания" нет дела до судьбы Саурона, прошляпившего кольцо Всевластия. Подобно Иерусалиму 33 года, Средиземье является в книге лишь условным наименованием местности, где разворачивается острая и запутанная схватка многочисленных спецслужб.

Понятно, что любимцам Еськова - тайным суперагентам, каждый из которых даст сто очков вперед самому Джеймсу Бонду, - было бы очень неуютно в толкиновском Средиземье. Hаписать крутой шпионский боевик, посвященный организации крупномасштабной диверсии в святая святых вражеской империи и сохранить при этом дух Средиземья - такая задача, привлекавшая многих (см., например, "Донесения майора Смеагорла"), автором даже не ставилась.

Еськов пошел по привычному пути - переделать весь мир так, чтобы задуманный сюжет стал достаточно вероятным. Мордор превратился в технологическую империю, массово производящую арбалеты и планеры, кольцо Всевластья - в хитроумную провокацию, призванную отвлечь внимание Белого Совета от действительных планов Мордора, эльфы - в жутковатую помесь Коминтерна с древней вымирающей расой. Все события Войны Кольца в несколько глав поставлены с ног на голову (в угоду модному в последнее время течению "только во Тьме - Свет"), победа над Мордором ознаменовала переход Средиземья под контроль эльфов, враждебных всяческой технологии. А вся интрига романа крутится вокруг ответного удара, который призваны нанести главные герои - разрушения зеркала Галадриэли.

По сравнению с блестящей реконструкцией событий 33 года, воплощенной в "Евангелии от Афрания", все эти навороты и переделки выглядят довольно бледно. Психология персонажей полностью принесена в жертву сюжету - решение уместное в исторической реконструкции, но довольно опасное для романа. Даже мне, рационалу из рационалов, было немножко стыдно читать многословные рассуждения героев в ситуациях, где нормальные люди и материться-то способны разве что сквозь зубы. Все мотивации персонажей полностью рациональны - и оттого кажутся притянутыми за уши. Сам же сюжет держится на серии счастливых (для главных героев) совпадений, и хотя некоторые из этих совпадений героев попросту убивают, ощущение рояля в кустах сопровождало меня на протяжении всего романа.

Впрочем, на этом недостатки романа и кончаются. Собственно интрига, отдельные технические решения, нравы спецслужб всех заинтересованных сторон (эльфы, гондорцы, пиратская республика и т.д.), суперагенты первого и второго плана - все это выписано превосходно, со знанием дела и даже с любовью к этому делу - размышлениям, стоит ли "брать" выявленного агента или же пока повременить. Средиземье спецслужб, созданное Еськовым, ничуть не хуже Средиземья бронехоббита или же Средиземья плачущего Моргота; более того, наконец поставлена точка в долгом споре, не проще ли было отправить орлов кинуть Кольцо в Ородруин. Hе проще - поскольку именно для вовлечения орлов в войну и была устроена вся эта провокация... Одним словом, перед нами выдающееся произведение в редком пока жанре "шпионской фэнтези". Продолжения, конечно, я ждать не буду, но что-нибудь еще в этом духе - прочту с удовольствием.

ЗЫ. После "Hам здесь жить" (кстати, тоже в чем-то "о шпионах") это была первая книга, которую я дочитал до конца. А потом я прочитал офтопик "Бои местного значения" - и теперь уже не знаю, стоит ли именовать жанр "шпионского фэнтези" редким? Может быть, наоборот, это писк сезона?!



Опубликовано в фидо-конференции RU.FANTASY