В цикл входят четыре легенды. Очень разные, очень необычные. Тут и почти историческая хроника о судьбе людей Севера, после падения Ангбанда ушедших далеко на Восток, и повестование о темных майар, отказавшихся от вмешательства в судьбы Арды, и рассказ о событиях, предшествовавших музыке Айнур.
Несмотря на все сюжетное разнообразие этих текстов, они безусловно являются единым целым, и по отдельности смотрелись бы куда беднее. Их роднит многое. Прежде всего замечательная стилистика. В них нет эмоционального накала художественных произведений или бездушной рассудочности исторических хроник, это - именно легенды, легенды, чьи слова были многократно выверены и отшлифованы многими поколениями, из которых было выброшено все лишнее и ненужное. Безусловно, красоту этих текстов оценит любой читатель.
Еще одна особенность этих текстов - весьма специфическая философская система. При явной симпатии авторов к Тьме, они смогли сформироватьвесьма изящную идейную систему, в которой находят свое место и Свет, и Тьма и Равновесие.
Кроме того, большую симпатию вызывает отказ авторов от претензии на абсолютную истину, так раздражающий в большинстве других апокрифов. ("И никто не знает, какое из преданий сохранило более памяти о временах, что были древнее, чем кто-то из живущих ныне может себе вообразить")