Повесть Эланор "Отнять веру" посвящена теме, в общем-то, злободневной и широко обсуждаемой - столкновение двух идеологий - Мелькора и Элдар, или же, проецируя на наш мир, "Черной Книги Арды" и "Сильмариллиона". Не могу не признать, что он не в пример светлее и добрее других вещей на эту же тему, как художественных, так и публицистических. Это очень важно, опровергая какую-либо идеологию, не питать злобы к ее носителям - иначе твои выступления только оттолкнут тех, кто мог бы пойти за тобой. У Эланор это получилось, за что я ей весьма благодарна.
Однако я не могу не сказать о недостатках рассказа, могущих свести на нет все его достоинства. Невооруженным глазом видно, что написан он по логам игр на IRC-канале, и это я считаю главным недостатком произведения (причем даже не сам факт написания игры по логам, а то, что это видно невооруженным глазом). Нет, я не против словесок, как вживую, так и виртуально, но лог игры - это лог игры, а художественное произведение - это художественное произведение. Игра может быть подспорьем для рассказа, но нельзя взять лог и вставить его в произведение один к одному. Словеска - это в основном диалоги, но ведь кроме диалогов должны быть и описания состояния героев и того, что их окружает. В рассказе же описаниям отведено второстепенно место, а мысли героев даны курсивом, как в той же самой словеске, где игрок ставит перед монологом звездочку, дабы было видно, что персонаж не произносит это вслух. Из-за обилия диалогов вещь кажется затянутой, создается впечатление, что половину можно было просто выкинуть без ущерба для цельности содержания. Я знаю, что такое словеска, и знаю, как хорошая игра затягивает. Запутанный сюжет, хорошо продуманные персонажи и, главное, эмоциональная напряженность позволяет продолжать игру на протяжении нескольких дней, а то и пары недель. Но надо отличать ценность игры для игроков и для зрителей, для тех, кто не переживает эмоциональные состояния персонажей на себе. Как раз зрителю лучше всего подать наиболее насыщенные моменты, выбрать самое интересное, а не выдавать всю игру. Не надо делать из рассказа с глубоким идейным содержанием мексиканский сериал, а произведение Эланор, извините меня, скатывается к этому жанру. Героиня на протяжении всего произведения ждет, что ее будут мучить, а ее никто не мучает. Местами кажется, что действие пробуксовывает, ибо герои все время возвращаются к одному и тому же - а почему мы должны верить эльфам, если мы верим Мелькору? Такое кружение на одном месте вполне нормально для словесок, но не для полноценного произведения. Концовка же производит впечатление удручающее - все бесполезно, надо начинать сначала. Хорошо, у автора хватило ума не продолжить еще парой "серий", ибо простор для отыгрыша остался.
Вы не подумайте, что я против словесок. Я сама с удовольствием в них играла, причем достаточно много и долго, в основном вживую и знаю примерные законы этого жанра. Однако в том-то и беда, что жанры-то несколько различны и то, что хорошо для словески, не годится для художественного произведения. Мыши - отдельно, кактусы - отдельно. Идея хороша, и, главное, хорош настрой, с каким написано это произведение, но затянутость диалогов и отсутствие описаний все портит. Хотелось бы пожелать автору получше отфильтровывать полученную информацию и выделять самое главное. Пусть рассказ будет коротким, но насыщенным, как эмоционально, так и событийно. Я верю, что Эланор на это способна.
Ассиди Эльконнэри