О чем: История III эпохи глазами Сарумана. Именно глазами - большая часть текста представляет собой или внутренний монолог Сарумана, или диалоги с его участием. Даже немногочисленные фрагменты, написанные от третьего лица отражают восприятие Сарумана (восприятие, кстати, весьма горделивое - ставящее Саурона и Митрандира, эльфов и орков, гномов и нуменорцев на две, три и более ступеней ниже себя). В итоге, произведение превращается в своеобразный литературные портрет Сарумана (естественно, неканонического). Много эмоций, много причудливых образов, масса оригинальных сюжетных ходов, не составляющих единой картины.
Кому: Любителям апокрифов
Стоит ли читать: Стоит
Pro: красивые идеи, мощный эмоциональный фон,
et Contra: рваное изложение, масса недоговорок, оборванных линий и невыстреливших ружей.
Гарет
Текст, безусловно, сильный. Но, все-таки, какой-то странный, непонятный, не остающийся в памяти, как понравившийся или не понравившийся. Проходящий через читателя, задевая его на миг болезненным волшебством бреда сошедшей с ума радуги...
Едва ли вы полюбите эту повесть.. но едва ли вы ее забудете.
Роланд (Стрелок)
Сау
Радуги присутствуют не только в названии повести. Сама повесть - игра света, отблесков и бликов, фантомов и призраков, отражений теней и теней отражений.
Лавка безумного стекольщика. Картинки, сюжеты, имена, образы Толкина и Ниэннах преломляются в бесчисленных зеркалах, искажаются в гранях кристаллов, изменяют цвета, размеры и пропорции. В результате получается странный калейдоскоп, подсвеченный мрачным сиреневым цветом душевной боли. Это - не роман, вообще не литература, а какое-то качественно новое искусство, гипер-постмодернизм, причудливый и печальный, утонченный и болезненный, как утомленный жизнью викторианский денди.
Автолик