Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы
Главная Новости Продолжения Апокрифы Стеб Поэзия Разное Публицистика Библиотека Гарета Таверна "У Гарета" Служебный вход Гостиная


"Серебряные искры" Тайэре


Очередное произведение на привычный сюжет, о бродяге, которого прихоть судьбы забросила в Ангбанд.

Первая половина произведения очень хороша. Стилистика легка и изящна, рассыпанные по тексту искорки юмора всегда уместны, сюжет логичен и целен. А герои... Ах, какие там герои! Психологические портреты достоверны до последней черточки, многие из героев (в т.ч. главный) к тому же вызывают живую симпатию и сопереживание.

Картины внутреннего уклада Темной Цитадели показаны глазами человека, чуждого споров Света и Тьмы, глядящего на мир с изрядной долей здорового скептицизма.

Но во второй половине текста, все эти достоинства понемногу сходят на нет. Бледнеет стилистика, психология героев теряет достоверность, сюжет становится куда менее изящным. Конечно теряется не все, периодически попадается то изящный образ, то тонкий психологический портрет, но рядом с первой частью все это не смотрится. И, что самое печальное, появляется все то, что автор так не любит у Ниэнны ("Книга в стиле Унисекс", "Ниэннинские "): слащавость, надменность, психологический хенхай

В качестве самостоятельного произведения эта часть смотрелась бы вполне прилично, но на фоне весьма удачной первой части - весьма так себе.

Вот и все, в общем ...

Гарет


Собственно, вопрос возник о том, почему именно "светлым" нравятся именно "Серебряные искры". Мне кажется, что я могу ответить на этот вопрос. Начну пожалуй издалека. В свое время я, помнится, переела так называемой разоблачительной литературы. Это было в первые годы начала перестройки, - тогда начали печатать всякую литературу сначала о Сталине, о лагерях, правду о второй мировой войне, потом уже пошли лагеря не политические а просто бытовые, лагеря для малолетних, женские лагеря, чернуха, чернуха и еще раз чернуха... Полнейшая беспросветность. Причем среди этой литературы попадались как бездарные образчики, так и весьма и весьма удачные с литературной точки зрения - но от этого становилось только еще более тошно и гадко. :-) Можете записать меня в идеалисты - или наоборот в презренные обыватели, - но я всегда искренне полагала, что искусство (и литература в том числе) должны не просто тупо отражать нашу довольно неприглядную на первый взгляд действительность, но и как бы приподнимать над ней. Указывать какой-то выход - не в примитивно-назидательной форме, а как-бы исподволь. Давать надежду. В общем, помнится, как раз когда меня окончательно начало тошнить от описания пьяных драк и поножовщины как исключительный образец достижений перестройки и гласности, в это время и был первый раз издан Толкиен - "Властелин Колец" в муравьевском переводе. Не буду скрывать, что это была своего рода альтернатива - бегство от действительности - в светлый и чистый, как тогда казалось, мир.

Интересно, что когда потом через несколько лет появился Сапковский, то я поначалу отнеслась к нему крайне негативно - у меня было ощущение, что меня насильно заталкивают обратно в реализм самого худшего свойства. В общем, ближе к теме: у "светлых" сущесвует такое понятие и имеет для них большое значение, как Эстель - своего рода надежда на что-то, невидимое в данный момент. Вот мне почему-то (опять-таки говорю на уровне эмоций, а не логики) представляется, что именно в "Серебряных Искрах", несмотря на трагический сюжет, эта самая Эстель присутствует. Иначе говоря, есть какие-то идеалы, есть некая высокая цель. Есть путь главного героя - который от полного безверия и отчания приходит к осознанию и обретению (воть, крайне извиняюсь, что перешла на высокопарный стиль. :-)) ). Есть что-то, ради чего стоит жить и бороться. Есть то, во что стоит верить. На фоне войны, ненависти, рушащегося мира - двое находят друг друга, - и не теряют. "Серебряные искры" - повесть об обретении. О высокой Надежде. А поскольку, опять-таки, я не слишком ортодоксальна, то мне, в общем, без особой разницы, исходит ли эта Эстель из Валинора или из Ангбанда - главное, что она есть. Вот именно поэтому и нравится"

Сабрина


P> Это произведение, в отличие от многих произведений Тайэре, производит приятное впечатление. Даны целостные психологические портреты разных персонажей; с этой точки зрения, крайне приятна данная там "мозаика" - разнообразные реакции героев в экстренных и повседневных ситуациях, очень живо дополняющие каждый образ.

Нет большого количества "ледяных страданий", влекущих за собою варварскую жестокость, в отличие от того же "Реквиема", что является, ИМХО, еще одним плюсом этой повести.

Образы героев даны "компьютерной графикой" - четко прорисованные, достаточно схематичные, даже чуть грубоватые главные линии и разбросанные "разноцветные" штрихи. Впрочем, учитывая литературный стиль автора, произведение от этого только выигрывает. Несмотря на то, что кое-где авторесса перестаралась, подчеркивая спокойствие и уравновешенность жителей Цитадели: если "читать книги между строк" (чем мы большей частью и занимаемся, если беремся осмысливать прочитанное), то запросто может посетить мысль о том, что такие черты личности в общем-то... неестественны и это-то и называлось "искажением фэа" :-)); практически, немедленная эволюция взлядов Раэндиля на происходящее в Цитадели, после разговора с Мелькором, только укрепляет такое мнение :-)).

Впрочем, чего там долго распинаться!.. Если я пишу хвалебную аннотацию на Тайэре, то с этим рассказом, по-моему, все и так ясно... :-))))

Единственное, чем текст "режет глаз", так это большим количеством современных выражений. То есть, "Белерианд под протекторатом Ангбанд", "непропорциональные черты лица" и тому подобные "латинизмы", которыми повесть пересыпана более чем обильно, в тексте о Средиземье воспринимаются неорганично.

Диэр