Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы
Главная Новости Продолжения Апокрифы Стеб Поэзия Разное Публицистика Библиотека Гарета Таверна "У Гарета" Служебный вход Гостиная


"Средиземье: отражение Х" Тайэре

Внешне этот цикл напоминает "Черную книгу Арды" образца первого издания. Те же слабо связанные друг с другом рассказы, те же привычные сюжеты a-la "Ангбандский пленник", те же благородные темные. Но сходство это весьма поверхностное...

Самой яркой чертой произведений этого цикла являются герои. Это не однозначные персонажи, ходячие схемы, призванные иллюстрировать тот или иной тезис автора, столь характерные для большинства апокрифов, это - живые, мятущиеся, меняющиеся с течением времени люди, со своими достоинствами и недостатками, способные вызывать самые разнообразные эмоции у различных читателй.

Автор (вернее авторесса) не идеализирует своих героев. Есть свои недостатки у симпатичных авторам героев, есть неплохие черты у героев отрицательных. Весьма удачным оказался образ Гортхауэра - один из немногих сквозных образов цикла. Образ в чем то более страшный, чем описанный у Толкиена: холодный, властный, бестрастно-жестокий. И в то же время - живой, знающий радость и печаль, боль и веселье, способный любить, даже обладающий чувством юмора ...

Тексты, посвященные второй и третьей эпохе предельно откровенны: Гортхауэр и Тиндоме, люди Барад-дура и Ангмара жестоки, порою даже нечеловечески жестоки... И если рассчетливую жестокость Тиндоме можно понять и объяснить, то садизм Артано абсолютно бессмысленен. И эта откровенность создает ощущение реальности описываемого мира, но рушит ощущение Сказки, свойственное текстам Толкиена.

Еще одна большая удача автора - создание оригинальной, необычной культуры людей Ангбанда: не хорошей или плохой - просто чужой, даже чуждой. Культуры весьма гармонично вписывающейся в образ Темной Цитадели.

В результате автор создает вполне цельную, логичную и достоверную картину мира, разрываемого на части бессмысленной войной, в которой одинаково виноваты обе стороны, войной давно потерявшей смысл и цель.

Среди других характерных особенностей цикла нельзя не отметить на редкость удачную стилистику, легкий, ненавязчивый эмоциональный фон, усиливающий впечатление от прочитанного, изящные и красивые образы. Временами встречается даже юмор - явления для апокрифов почти уникальное. Весьма удачны лирические линии.

Впрочем, не обошлось здесь и без ложки дегтя. (Nobody is perfect, увы ...). Хотя автор честно пытается быть объективной, она явно симпатизирует темным. В результате светлые в большинстве своем не только оказываются персонажами условно-отрицательными (на то воля авторов), но и описаны гораздо менее тщательно, что особенно заметно по сравнению с любовно выписанными темными.

Кроме того, в ранних работах Тайэре проявление автором своих симпатий к темным временами становится черезчур навязчивым, превращаясь в разнообразные обругивания светлых или похвалы темным, а также голословные декларации о превосходстве вторых над первыми, что отнюдь не способствует получению удовольствия от этих произведений.

Но несмотря на эти недостатки, большая часть произведений этого цикла безусловно относится к удачнейшим образцам своего жанра.