Время и место действия: Белерианд, вторая половина I Эпохи
О чем: Темный апокриф, развернувшийся в мире "После Пламени". Отнюдь не апология доброго Мелькора (первая ассоциация на словосочетание "темный апокриф"), а история мрачного Ангбанда, Черной Цитадели. Если бы не унаследованные от "После Пламени" сюжеты, связанные с пребыванием Феанора в Ангбанде (кстати, отступившие уже не на второй, а на третий план), "Трещина" вполне могла бы рассматриваться даже не как апокриф, а как дописывание сюжета "Сильма". Разные грани Ангбанда - безжалостного, порой до жути рационального, порой, напротив, гневно-яростного - от Саурона, методично ставящего опыты на эльфах, до балрогов с их бесконечным танцем огня и смерти...
Эстетика романа стала ближе к классической романтической эстетике фэндомской литературы. Появились печальные лирические линии, жесткая определенность отношений и решений сменилась зыбкой паутиной неуверенности и сомнений. В канву сюжета вплелись новые, почти декоративные линии - длиные людские легенды, украшенные умело пойманными бытовыми и психологическими деталями, реминсценсции к давнему прошлому... Привычные сюжеты "Сильма" были развиты, приобретя новый смысловой слой...
Кому: любителям апокрифов
Стоит ли читать: стоит
Характерная цитата:
Выйти на этот бой - опуститься до уровня Воплощенного. Но вернуться - еще хуже. Я принял решение и объявил о нем. Менять что-либо поздно. Не так ли, Властелин Ангбанда?
...Сто тридцать пятая.
Да что я, в самом-то деле? Разве кто-нибудь, кроме Финголфина, принимает этот поединок всерьез? Ну, захотелось мне немного развлечься. Проверить, сколько продержится нолдо против Стихии. Забава простенькая, конечно, такая больше пристала бы Дарглуину или Глору, но один-то раз... ничего. Допустимо.
Я легко перепрыгнул последние три ступени, прошел между медленно открывающимися створками ворот и широко улыбнулся Финголфину.
"
"Я остановился на семидесятой ступени.
Pro: образы темных майар, реконструкции людской и орочьей культуры, нежиданное раскрытие толкиновских сюжетов
et Contra: калейдоскопичность, рваность повествования
Ассоциации: "Отражение Х" Тайэре, в какой-то степени - глен куковский цикл о Черном отряде