Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы
Главная Новости Продолжения Апокрифы Стеб Поэзия Разное Публицистика Библиотека Гарета Таверна "У Гарета" Служебный вход Гостиная


Вальрасиан

В поисках чуда

Мир жил по своим законам... Опадали листья и вырастали вновь, пустыни наступали на степи - и откатывались назад после возвращения ветров, несущих живительную влагу... И история человечества, казалось, была столь же монотонно-неумолима. Под ударами соседей гибли могучии империи, а новые государства, выросшие на руинах павших исполинов, разделяли судьбу своих предшественников. На мгновение вспыхивали религиозные прозрения, рассеивая темноту магизма и ломая привычный ход мировых сфер, но наследники пророков вновь возвращались к уютному сумраку полуверы...

Так было. Но мир изменился. Можно как угодно относиться к Христу и его проповеди, но нельзя отрицать - с приходом Христа мир изменился качественно. Разорвав замкнутый круг магизма, история приобрела устремленность. Искусство и наука в их современном понимании неотъемлемы от христианской традиции1.

Проповедь Христа была завершена, но по миру, созданному ею разбросаны многочисленные отражения - в зеркалах самых различных культур и социумов: от икон Рублева до моцартовского "Реквиема", от философии Иоанна Дамаскина до блистательных парадоксов Честертона. При всем многообразии этих явлений все их роднит одно - отблеск Иного, явственно лежащий на них. И среди этих отражений евангельской Благой Вести - легенда о святом Граале и книги Толкиена.

А теперь возможно и перейти к теме этой статьи. К "Галахаду" Маргариты Тук и Примулы Брэндибэк. Казалось бы немногое роднит эту повесть с историей поисков Грааля, что не замедлили отметить иные из критиков... Различная тематика, проблематика, сюжетика, стилистика но... Вглядимся глубже.

В мир приходит Чудо, несущее на себе отблеск иного света. И в поисках этого Чуда люди вырываются из обыденной круговерти, вставая на свой путь. И не так уж и важно, что Грааль материален, а мир, созданный Толкиеном идеален2... Что путь к одному лежит через странствия, а к другому - через глубины своей души. Это единый Путь.

И опасности, повороты и ответвления, поджидающие на этом пути - одни и те же во все времена...

И первое испытание ждет в самом начале пути. Здесь уходят те, кто ищет не Чуда, а еще чего-то - славы, власти, интересного времяпровождения. На этом перекрестке расстаются сэр Галахад и сэр Мелиас. Здесь лежит грань между теми, кто смог шагнуть в хрупкую реальность игры и теми, кто так и остался по ту сторону волшебства игры. К этим целям ведут другие дороги и им нечего делать на пути к Чуду.

Есть и другие. Те, кто всем сердцем желают шагнуть на Путь, но ищут при этом не Чуда, а... Они бы сами не сумели объяснить, что ведет их в дорогу. Пожалуй - стремление к высшему. Действия сэра Гавейна обусловлены неявным соперничеством с сэром Галахадом, попыткой сравняться с ним - но этой цели ему никогда не достичь, потому что Гавейн "вел жизнь наинеправеднейшую, какою когда-либо жил рыцарь". И своею грязью они марают сам Путь, меряя его своей меркой, без сомнений расчищая путь к своей цели огнем и мечом, подлостью и жестокостью... Эрестор или Денетор - яркие представители этой группы. Они стремятся к высокой цели, но средства избранные ими принижают саму цель, и они гибнут в лабиринте заброшенных тропок, приняв тусклое мерцание болотных огней за тот самый свет к которому они стремились.

Немногим удавалось пройти по Пути дальше. Таща за собой тяжелый груз собственных грехов, спотыкаясь и падая, они избегали ловушек гордыни и ненависти... Они - "величайшие из грешников", такие, как Ланселот или Галадриэль. Дальше других они смогут пройти по Пути, но в конце концов незримая стена встанет на их пути. Все, что в человеческих силах они сделали, и отблеск Чуда достанется им. Но дойти до цели смогут лишь праведники...

И здесь мы подступаем к порогу Тайны... Сэр Галахад и Галахад-Арагорн, Элладан и сэр Парсиваль, сэр Борс и Фродо - люди, сумевшие отбросить гордыню и ненависть, ведомые смирением и любовью достигают чуда. А дальше...

Дальше слова бессильны и остается место лишь для символов, смутных образов. Достигнувшие Чуда редко возвращаются назад и еще реже могут рассказать о пережитом... И сэр Галахад просит в молитве "Я не желал бы более ни дня оставаться в этом жалком мире, если есть на то твоя воля, Господи". И Галахад-Арагорн остается в ином мире, лишь телом присутствуя на Земле. А Фродо или сэр Борс возвращаются, но - возвращаются изменившимися...


И потому нельзя видеть в "Галахаде" памфлет, наезд на конкретные личности или ролевое движение в целом, забавную фантастическую байку. Все это присутствует, но "Галахад" - значительно больше - богословская притча, ищущая новую форму для выражения вечных вопросов...

С уважением,
Вальрасиан.


1. Подробнее этот вопрос рассмотрен в главе "Церковь и зарождение научной традиции" книги "Традиция. Догмат. Обряд" А. Кураева и работе "Иконостас" П. Флоренского.

2. Впрочем, и то и другое спорно...