Стихи Мистардэн занимают особенное, странное, может быть даже не вполне законное место в поэзии толкиенистов. Дело в том, что автор сама толкиенистом не является. И в ее стихах исчезающе мало традиционного фэнтезийного антуража, наличие которого считается необходимым для отнесения стихов к толкиенистическим.
То, что есть – это дань увлечению творчеством Ниэннах. Но и тут легко видеть отличия. То, что у Ниэннах застилает романтический антураж или изощренная форма, здесь сияет в своей первозданной красоте и значительности: главную роль играют человеческие чувства и размышления, а атрибутами романтического героя являются не черный плащ, сломанные крылья или шрамы на лице, а душевная глубина и благородство.
Его имя было, как взмах крыла,
Его сердце было больной звездой,
И его дорога была светла,
И его дорога была святой.
Его цель - свобода и красота,
Его жизнь - по капле отдать себя.
И в холодном небе его звезда
Высока и горда, как его судьба.
Мир неумолимо нуждался в нем,
Потому что он согревать умел.
Его сердце стало - всеобщий дом,
Он ничто оттуда изгнать не смел.
Он так твердо знал: есть всему цена,
Но платить долги лишь собою мог.
Но такая святость была страшна,
И о нем сказали, что он жесток.
То, что для Ниэннах и особенно для ее подражателей является маниловскими мечтаниями, а то и просто позой, для Мистардэн становится истинным духовным ориентиром. Там, где слова Ниэннах вырождаются в навязчиво повторяемую и от этих повторений пустую риторическую фигуру ("слово учитель выше, чем властелин"), у Мистардэн звучит живое чувство и живая вера.
Впрочем, творчество по мотивам Ниэннах занимает не слишком значительную часть в творчестве Мистардэн. Она творит свои миры – странные, непривычные и совершенно не похожие на стандартные миры меча и колдовства. Теме собственных миров посвящена очень большая часть творчества Мистардэн, на мой взгляд, очень удачная. Но и там экзотика и антураж не заслоняют главного – мира человеческой души, потому эти стихи легко понять даже тому, кто не знает сюжета:
Встанет, безвыходностью слепя
Завтра, напрасное без тебя.
Смерть - самый легкий на все ответ,
Дальше - лишь черно-кровавый бред:
Нет тебя в мире, нет!
И, наконец, самая замечательная часть творчества Мистардэн – это собственно стихи о вере, нравственном выборе, судьбах людей и мира. Тут совсем нет красивеньких картинок, "легкой радуги крыл обмана", заслоняющих суть. (Очень знаменательно и то, что автор даже относит к Владыкам Зла даже относительно симпатичного Мерцающего – как раз призывающего отречься от размышлений, подвигов и веры во имя призрачной красоты грез:
Что блуждать без конца среди истин и звезд?
Мягкий блеск пустоты - разве это есть зло?
Пусть царит совершенство мерцающих грез,
Исполняя мечты и лаская теплом.
Я дурманные травы сплетаю в венок,
Им чела не обжечь, но желаннее он
И корон всех владык и венцов всех дорог.
Жизнь - всего только сон. Будь же светел твой сон!
Легкой радугой плещут обмана крыла,
Что сильней тяжких крыльев всех вер и даров.
Между злом и добром жизнь чертой пролегла,
Но покой - он превыше, чем зло и добро.
Я покой подарю всем усталым сердцам,
Никогда ничего не желая взамен.
За дверями любви моей мир без конца,
Без тревог, без печалей и без перемен.
Здесь нет ни следа декаданса и разочарованности. Есть только обнаженная суть, вера и устремленность, цельность духа даже в сомнениях и колебаниях. Не бессмысленное блуждание в потемках духа, а духовная борьба и победа – пусть даже ценой поражения.
Очень знаменательные, замечательные стихи… Правда, не обошлось и без недостатков – например, злоупотребления неточными рифмами и сложными размерами, иногда приводящего к некоторой неряшливости формы. Но здесь, как мне кажется, поэзия вышла уже на такой уровень, где форма и не столь важна – содержание искупает все.