Не секрет, что стихи Ниэннах популярны среди толкиенистов. Под влиянием ее творчества сформировалось не одно поколение талантливых поэтов-толкиенистов: Тэм, Рандир, Мистардэн, Ассиди (хотя в их творчестве ниеннистическая традиция была благополучно преодолена), Диэр, Мориэль, Эльвен...
В чем же секрет такого влияния?
Два фактора делают творчество Ниэннах столь привлекательным. Первое – это романтический антураж "Черной Книги Арты" (по сюжетам которой в большинстве своем и написаны стихи Ниэннах): черные менестрели, воины погибающей твердыни, девы, безнадежно влюбленные во Властелина Тьмы и Скорби, пафос безнадежного противостояния жестокому миру, который на первый взгляд кажется прекрасным, справедливым и соразмерным:
Так говорят – блажен, кто судит праведно.
А кто – заступником за неприятеля?
Средь Светлых есть неправые и правые,
А Тьму избравший – обречен проклятию.
Второй фактор, на мой взгляд, гораздо более важен. Это собственно литературные достоинства стихов Ниэннах: смелая, но очень изящная форма, полностью соответствующая содержанию, вкус и чувство стиля, насыщенный эмоциональный фон, яркие, удивительно объемные образы,. Автор намеренно предпочитает неточные рифмы точным, а дольник – классическим размерам. В стихах часто присутствуют аллитерации:
На крови траве высоко расти,
Высока трава, не найти пути,
На крови растут травы сорные,
Тучей вьются над ними вороны.
Мы не станем звездами полночи,
Не воскреснем словом в легендах мы,
Только имя полынной горечью –
Лаан Гэлломэ!
С этой точки зрения настоящими шедеврами являются цикл "Полынь" и некоторые стихотворения циклов "Аст-Ахэ", "Песни дороги", "Осколки".
Циклы "Игра", "Чуть по-иному", "Апокриф" и "Эклессиаст" написаны в более традиционной и менее изящной форме, но содержание придает им огромную ценность.
Многое роднит стихи Ниэннах с Серебряным веком: "декадентская" эстетика, образы, заимствованные у поэтов того времени – Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой. Это не плагиат и не эпигонство, это свидетельство глубокой укорененности автора в культурной почве, без которой и не бывает настоящей поэзии. ("Без культурных корней можно написать только: "Ты скажи, ты скажи, че те надо, че те надо" (с) Ивиана).
Впрочем, данная бочка меда не обошлась и без ложки дегтя. Не все стихи Ниэннах одинаково сильны. Я заметила любопытную закономерность: чем сильнее "идеологический" пафос (и, соответственно, больше "романтического" антуража), тем слабее стихи. Сразу начинают резать глаз нелогичности, образы, столь восхищавшие в других стихах, начинают казаться неестественными и выспренними, неточные рифмы и неклассические размеры производят впечатление неряшливости, проявляется пагубная манера сочетать элементы классической и неклассической форм. Таковы, например, цикл "Последний бой", песня об Илмаре, некоторые стихи из цикла "Нуменорэ" и некоторые другие.
Несмотря на эти недостатки, стихи Ниэннах стоит читать, и не нужно видеть в них только "мордорскую агитку".