Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы
Главная Новости Продолжения Апокрифы Стеб Поэзия Разное Публицистика Библиотека Гарета Таверна "У Гарета" Служебный вход Гостиная


Эйлиан

Основы эльфийского права

(Комментарий к "Истории Финвэ и Мириэли")

Итак, Толкиен не включил "Историю Финвэ и Мириэли" в "Сильмариллион". На самом деле я его понимаю. Текст тяжелый, и Толкиен явно понял, что "Спор Валар" не хочет принимать литературную форму и в "Сильмариллион" просто не лезет. Все мои усилия придать переводу удобочитаемый вид не привели его к таковому виду. Но в конце концов я сочла, что любознательный и нуждающийся прочтет и так, и взяла на себя смелость высказать некоторые мысли об этом произведении.

Сама по себе история расторжения брака Финвэ и Мириэли малоинтересна. Никаких фундаментальных последствий для содержания "Сильмариллиона" подробности этого развода не несут, так что если уж говорить о них, то лишь как о поводе для Спора Валар, затрагивающего важнейшие этические концепции.

Разумеется, каждый читатель имеет свое мнение об этом Споре, я же хочу сказать свое, а именно несколько слов о месте этих концепций в общей этической структуре Мира Толкиена.

Мудрецы эльдар считают запись Спора Валар одним из важнейших документов Закона. Неудивительно, ибо в этой записи видно, как создаются фундаментальные законы, на основе чего они создаются и что принимается во внимание. Конечно, "Статут Финвэ и Мириэли" - закон глобальный и данный эльдар Стихиями, но, без сомнения, процедура его создания являлась образцом для создания законов самими эльдар, в рамках культуры, созданной в Валиноре и принесенной нолдор в Средиземье. Что такое закон? Некое формально утвержденное правило для соблюдения в рамках определенного общества, которое обычно включает в себя какие-то гарантии его соблюдения, например наказание за нарушение (в отличие от обычая, который никто не утверждает формально). Поскольку порядок вещей в Арде (Рок), как я уже писала, имеет этическую природу, то валар - выразители и блюстители этого порядка вещей - строят новые законы Арды на основе уже включенных в этику закономерностей, то есть того, что в привычных нам терминах именуется СИСТЕМОЙ ЦЕННОСТЕЙ. И вот, перед нами система, очевидно, основополагающих ценностей цивилизации Вышних Эльфов.

Самой глубокой и неизменной ценностью в ней, опорой для всех важнейших добродетелей, является АРДА АЛАХАСТА, Арда Неискаженная, как единство обоих смыслов, которые можно подразумевать за этим понятием: одновременно и тот изначальный замысел Творца, который проступает за всеми Искажениями, и мечта об Арде Исцеленной. Это ценность абсолютная, ибо в Неискаженной Арде нет зла. Арда Алахаста является опорой и источником для Надежды, которая вместе со своим конкретным проявлением - Терпением - оказывается важнейшей добродетелью Детей Эру. Что значит "нет зла"? Нам, рожденным в Арде Искаженной, сложно это понять. Уже давно жанр утопии опровергнут жанром антиутопии, ибо зло заложено в природе Детей Эру (каковыми и мы с вами в общем-то являемся, будучи в этом мире людьми) и уж они везде напакостить сумеют... Но заметьте: в Арде Неискаженной нет понятия "добро", потому что оно имеет смысл только в противопоставлении с понятием "зло". В Арде Неискаженной всем оценочным понятиям типа "хорошо", "благо", "верно", соответствует понятие "ЕСТЕСТВЕННО". Все процессы там естественны, т.е. следуют природе явлений, задуманной Творцом. (Такой мир внутренне непротиворечив.) А в Арде Искаженной появляется критерий выбора "меньшего зла из двух": хорошо то, что более соответствует естественному порядку вещей Арды Неискаженной. Это и есть основа этики Мира Толкиена.

Но Искаженная Арда - данность, и зло в ней всегда возможно. И поскольку оно действительно совершается, необходим иной критерий: мера реального зла и сведение к минимуму его последствий. И это СПРАВЕДЛИВОСТЬ - следующее понятие в разбираемой системе ценностей, высшая закономерность порядка вещей в Арде Искаженной, то есть Рока. Ясно, что Справедливость как явление принадлежит Арде Искаженной, так как в Арде Неискаженной она просто не имеет смысла. Из этого, разумеется, не следует, что Справедливость есть зло. Но она - горькое благо: она принимает зло как существующее явление и может остановить его конкретные проявления, но не "исцелить" его. Итак, Справедливость Арды Искаженной определенным образом соответствует Естественности Арды Неискаженной. Но Справедливость по природе своей есть мера, и потому она всегда подходит к делу формально, извне, а не изнутри. Она принимает во внимание только реальные факты и явления.

Но зачастую зло проявляется в искажении намерений тех, кто сотворил нечто, повлекшее за собой злые последствия. Такие подлежат суду Справедливости за реальные дела, но она не в силах учитывать изначальное добро их намерений. Таким образом, возникает необходимость в МИЛОСЕРДИИ.

Там, где Милосердия нет, говорят о Жестокости. Часто говорят, что Рок жесток.

Но в таком суждении нет смысла: Справедливость не может быть жестокой или милосердной. Справедливость и Милосердие - явления одного порядка, дополняющие друг друга.

Итак, основа системы ценностей эльфийской культуры:

- Арда Алахаста (Арда Неискаженная)

- Справедливость

- Милосердие

В Арде Искаженной понятия Справедливости и Милосердия воплощают Мандос и Ниэнна, брат и сестра.

Итак, исходя из идеала Арды Неискаженной, в соответствии со Справедливостью и принимая во внимание возможность Милосердия, создавались законы эльфийской цивилизации.

Разумеется, были ценности и иного уровня, меньшего порядка. Такие ценности опирались на вышеописанные основополагающие и в своем прогрессе обязаны были оставаться в согласии с ними. Ниже я привожу некоторые из них, хотя не могу сослаться на конкретную работу, в которой они описаны, а описываю по намекам, репликам и т.д., встречающимся в различных произведениях Толкиена.

И первым из таких было, очевидно, РОДОВОЕ ПРАВО. Это неудивительно. И не потому, что "это традиционно для подобных культур" - не путайте причину со следствием. Просто основой родственных отношений является любовь, наиболее сильное и святое чувство, одно из самых ярких проявлений Арды Алахаста в Арда Хастайна. Понятие родства неизменно почиталось, и настолько, что являлось основой иерархической структуры эльфийской цивилизации. Заметьте, что ваньяр, духовно наиболее близкие к Арда Алахаста, называются "дети Ингвэ". Но и в наиболее популярном проявлении цивилизации эльдар, у нолдор, иерархия основана на понятиях типа: "Король - отец народа".

На родовом праве основаны "правила вежества" (этикет). Важнейшим является понятие очередности поколений, т.е. принадлежащий к предыдущему поколению считается "старшим в роду", хоть он и мог родиться по счету лет позже кого-либо из "младших". Следующим было, видимо, ЦЕХОВОЕ (профессиональное) ПРАВО. Здесь проявился следующий факт: эльфы созданы для творчества. Цивилизация эльфов молодая, к тому же их мышление, в основе своей синтетическое, куда менее склонно к структурированию и анализу, чем мышление людей, и потому творчество ума и творчество рук у них идут рядом, а цех, т.е. творческое единство, являлся важным общественным образованием. Родственные отношения, тем не менее, были более тесными и более "сакральными" (почитаемыми), и поэтому, по-видимому, родовое право имело преимущество перед цеховым.

Духовного сословия как такового в рассматриваемой культуре не было, т.к. в нем не было нужды: эльдар общались с Высшими Силами (валар) напрямую, им не нужны были посредники. Поэтому не было и религиозного права, намеки на которое можно встретить, например, в культуре синдар или нандор.

А вообще эльдар не слишком-то нуждались в законах на все случаи жизни. Эльфы - существа естественные и гармоничные, и потому в большинстве случаев поступают в соответствии с общей системой ценностей, исходящей из естественности Арда Алахаста. Я не думаю, что у них были подробно расписанные кодексы типа имущественного, трудового и т.д. Они глубоко постигали связь вещей и действовали в соответствии с основными закономерностями типа описанных выше.

Но зато в их жизни большую роль играли обычаи - закономерности традиций, основанные на "вежестве", т.е. культуре социального общения. Обычай не возникает в один момент, для его установления нужно время, и гарантия его соблюдения - не угроза наказания, но уважение к окружающим, их умению и опыту.

1996