А теперь предположим, что в
текст “Валаквэнты“ в том виде, в котором он дошёл до нас, вкралась досадная
ошибка, и изначально он гласил что-то вроде:
Среди тех его (Мелькора) слуг, что носили имена, величайшими были такие духи,
которых эльдары называли “поганец“ или “злобный паршивец“.
Соответственно, вторая цитата принимает следующий вид:
В старину майаром-Поганцем (а у белериандских синдаров майаром-Паршивцем)
назывался майар, которого в началое Арды Мелькор совратил себе на службу, и тот
стал величайшим и довереннейшим из слуг Врага (читай – вошёл в число
величайших и довереннейших слуг), и также опаснейшим, ибо мог (читай –
майары, так называвшиеся, порою могли) принимать многие формы, и долгое время
мог, если хотел, представать благородным и прекрасным, обманывая всех, кроме
самых бдительных.
Многое встаёт на свои места, в частности, то, почему согласно “Валаквэнте“
Мелькору, с одной стороны, служит множество майаров (помимо балрогов), а с
другой стороны, в “Сильмариллионе“ никто из этих майаров, кроме Саурона, не
фигурирует. Фигурируют. Но все называются “Саурон“. В отличие от Фоменковских
разных королей, которые все один король, феномен объединения нескольких
исторических фигур в одного персонажа широко известен и изучен.
Таким образом, комендант Ангбанда; волшебник с Тол-ин-Гаурота; каратель,
расколовший Горлима; Аннатар; Зигур, и Некромант - совершенно необязательно
являются одним и тем же Сауроном. Тем более, что про Тол-ин-Гауротского Колдуна,
например, сказано, что он “в облике вампира улетел в Таур-ну-Фуин и жил там,
наполняя окрестности ужасом“. Про то, сколько он там жил, нигде не написано и о
его оттуда возвращении ничего не сказано.
2.
Зигур и Аннатар, скорее всего, один и тот же Саурон – больно уж методы
схожи. А вот дальше начинается совсем интересно.
Известно, что на момент конца Третьей Эпохи у нас имеется Глаз Саурона и Рука
Саурона (о четырёх пальцах). Больше ни о каких частях тела Саурона речи не
ведётся.
Стойте! Ведётся. Есть ещё Рот Саурона, и это вовсе не рот как отверстие для
приёма пищи, а Чёрный нуменорец, который работает в Мордоре
глашатаем/дипломатом.
Интересно, а почему это Рот Саурона – человек, а, допустим, Глаз Саурона – нет?
Предположим, что и Глаз, и Руки Саурона – тоже люди.
Руки Саурона. Девять пальцев. Кандидатуры имеются - Назгулы-Кольценосцы, числом
девять штук. «Носитель кольца» - вполне себе приемлемый кеннинг для слова
«палец».
Ага... тогда что же отрубил Исилдур на склоне Ородруина? Скорее всего – просто
сразил главного из тогдашних назгулов, предводителя Рук, владевшего Главным
Кольцом. И «Саурон», с которым сражались Элендил, Гил-Галад и прочие, был вовсе
не вышедшим в одиночку на пятерых поединщиком, а группой мордорских
военачальников, пришедших сразиться с группой военачальников эриадорских.
Известно, что в этой схватке погиб один из пальцев Саурона и его тело. Дух же
его (главный идеолог?) бежал – вероятно, вместе с девятью кольцами, и долго
пребывал в бестелесности (не набирал нового мордорского командования).
Новый Саурон собирается ближе к концу Третьей Эпохи, и, по моему предположению,
состоит уже целиком из людей, чёрных нуменорцев. Око Саурона – это тот из них,
кто смотрит в палантир. Что-то мне не верится, что Арагорн смог бы так запросто
сравниться силой духа с майаром и вырвать палантир из-под его влияния. По другую
сторону палантира находился нуменорский маг, с которым Королю удалось
справиться.
Этим предположением объясняется, к примеру, странное противоречие с назгульскими
кольцами в «Охоте за Кольцом» и «Властелине Колец» (в одном месте говорится о
том, что кольца хранит Саурон, в другом – что кольца хранят Девятеро.) Также
объясняется известное разгильдяйство, проявленное Сауроном в отношении Ородруина:
подмеченный профессором Вираде факт того, что Саурон не мог не знать, что эльфы
и Верные хотели расплавить Кольцо, теряет изрядную долю своего значения, если
счесть, что Саурон – это мордорское правительство, бОльшая часть которого не
помнит первых войн Кольца, и сам создатель Колец уже давно как погиб вместе с
Нуменором.
Источник текста: Архивы Средиземья