Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы
Главная Новости Продолжения Апокрифы Стеб Поэзия Разное Публицистика Библиотека Гарета Таверна "У Гарета" Служебный вход Гостиная


Оксана Панчук

Мир Тайэрэ
или
Рассуждения о пророках и демонах

Когда человек, одаренный творчески, берется за перо и начинает писать, повинуясь велению таланта, с ним и его произведениями происходит странная вещь. То, что написано, приобретает собственную жизнь, особенно, если написано хорошо, грамотно, увлекает читателя. Поэтому имеет смысл говорить о писателях - "миротворцах". Точнее - о "творцах миров", world constructors. Подобно библейским пророкам, которые творили в результате откровения, писатели творят в результате вдохновения. И созданные ими миры, поэтому, стоит воспринимать точно так же, как принято воспринимать Священное Писание. Как оно есть: "И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей: и если кто отнимает что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей". (Откр.22: 18-19) Вот. Ни убавить, ни прибавить. А возможно лишь толковать, прикидывая: что да почему так, а не иначе. Потому что писатели, уподобляясь пророкам, руководимые некоей высшей - космической - силой, говорят в своих текстах то, о чем и не помышляли, проникают, порой, в такие глубины, о которых и не подозревали в простоте своей, человеческой. Гоголь наш, незабвенный Николай Васильевич, разве думал, что его "комический" персонаж Чичиков станет олицетворением вырождающегося чиновничества, разве собирался поведать о классовой борьбе и назревании революционной ситуации в России, когда рисовал просто так, для фона, картинки быта своей эпохи?

Мир, созданный Тайэрэ в противовес Ниэнниному, получился очень реалистичным, живым и самодостаточным. Читатель с воображением может легко представить себе пейзаж и, самое главное, всех героев. Глупо, на мой взгляд, опускаться в критике до обсуждения: прилично ли майя, духу творящему и созидающему, быть убогим садистом. Это крохоборство, дешевка. Не об том речь! Совсем не об том. А о чем тогда? Во! Уже теплее. Так и надо ставить вопрос. Узреть ненаписанное, найти ответы на незаданное, искать космический смысл. Давайте, поищем вместе.

Итак … Кто здесь главный герой? Всем понятно, что это не Мелькор. А Саурон. Мелькор у Тайэрэ невыразительный, второстепенный какой-то. О нем, конечно, остальные персонажи отзываются восторженно, но читатель остается при своем мнении. Не видит он, читатель, Мелькора в действии, в развитии, в чувствах его не копошится. Не хватает пищи для души, информации для размышления. Даже в самом "промелькоровском" рассказе "Серебряные искры" Раэндиль все-таки не смог перебороть себя и совсем перестать обращать внимание на злюку Гортхауэра. Ну, нельзя без него никуда! Хоть и противный, а симпатичный, зараза, глаза б мои не глядели …

А в чем смысл? Как хороший мальчик становится плохим парнем? Фу! Опять дешевка … Нам, читателям, предоставлена редкая возможность взглянуть на события в совокупности, увидеть все причины и все следствия. Лично я в упор не вижу "хорошего мальчика Артано". И свой страшный конец - тысячи лет мучения бесплотьем - Саурон вполне заслужил. Сам виноват, если рассуждать космически. С самого начала. Он был настолько силен и неистов, стремился ни к чему и сразу ко всему, что всех, кто имел несчастье встретиться на его пути, сметал, будто ураган. Подчинял, давил мощью личности, заражал энергией и вовлекал в бессмысленную самоубийственную гонку. Первой жертвой пал Мелькор. Ауле - не в счет. Хоть и поддался, сотворил гномов, но всех последствий от пылкого темперамента талантливого ученика не поимел. Зато Мелькору досталось по полной программе. Подставил его ученичок, крупно подставил перед Светлыми. Если Мелькор рассчитывал как-то обуздать буйного майя, взяв его, скрепя сердце, в ученики, то сильно просчитался. Потому что вовсе не он командовал парадом, а "хороший мальчик". В случае с Эльдар Морион погагенькое влияние Артано было еще не так заметно, но Цитаделью реально управлял, как ни странно, именно Наместник. А Темный Владыка был там фигурой чисто номинальной. Тем более - Барад-Дур, единоличная вотчина Саурона. Тут, уж, парнишка, лишенный хоть какого-то присмотра, совсем отвязался, крыша окончательно уехала, ушел герой в отрыв.

И Цитадель, и Барад-Дур Светлым не замочить было просто нельзя. Как во второй мировой войне надо было обязательно замочить фашистов, проклясть их имя, вытравить на все времена чудовищную идеологию превосходства "арийской расы" за счет других. Чтобы выжить человечеству. Ведь люди, отдавшие предпочтение Черным, вообще говоря, переставали быть людьми, как верно заметила сама Тайэрэ в своем пророческом откровении (или творческом вдохновении). Это была новая раса - магов. В принципе, могли бы они жить мирно с остальными. Жили же рядом как-то эльфы, гномы те же, нашлось место в картине мироздания даже оркам. Но государство магов под руководством Артано страдало чрезмерной идейной направленностью. Как государство фашистов, как тоталитарная система социализма. И конец этого государства обязан был быть таким же.

Люди Цитадели не являлись благом и спасением Средиземья. Те, кого изначально учат "управлять" … Это язва, раковая опухоль. Выжечь и вырезать любой ценой! А не то все погибнут. Не зря Тайэрэ намекала, может, не осознавая космического значения своих намеков, что Гортхауэр не думал, что он будет делать в случае победы, как он будет жить, как люди его будут жить. Не представлял он себе мирной жизни. Не мыслил, не готовился. В Цитадели была только видимость мирной и размеренной жизни. Видимость. Подспудная готовность к войне. Подстеречь, выждать удобного момента и вцепиться в глотку противника. Которого при этом считаем заведомо ниже себя. Дикарем, варваром бестолковым, ничтожеством. Спасибочки вам большое, благодетели вы наши! Пущай вы там разумники превеликие, умеете много нужного, полезного, но ежели вы себя как господа вести будете, мы вам шейку-то отвернем … Засните только, бдительность ослабьте, и мы быстро … Сами знаем, что подло это и недостойно - в спину бить. Не тому нас Пресветлые Валар учили. Но с вами иначе нельзя. Сильны вы больно для честной борьбы, одолеете. Нам сейчас важнее в живых остаться. А честь? … Что ж, надо чем-то жертвовать. Не бывает бесплатных пряников. Переживем как-нибудь бесчестье. Потомки это бесчестье после будут называть деянием великим и славным.

Как верно замечено одним участником дискуссии, Саурон у Тайэрэ сродни ниэнновскому Курумо. Точнее, Саурон есть объединение Гортхауэра и Курумо. Он так же чертовски умен, как последний и так же чертовски красив, как первый. Оттого-то он и один у Тайэрэ, без помощников и прочих братьев. Ниэнна и сотоварищи как-то упустили из виду факт необычайной привлекательности своего Саурона. А, вот, Тайэрэ ничего не упустила, умница! Разумеется, были женщины. И дети, как следствие. Но все это, к сожалению, несерьезно. Да и как иначе? Ничего серьезного у майя со смертной и не может получиться, по определению. Вся ее "любовь" - как капля в море по меркам космическим. Силы неравны. Вот они и не оказали никакого положительного, сдерживающего, влияния на своего любимого. Поди, попробуй, заикнись о некрасивом поведении, что гнусно и гадко - лупить пленных почем зря, для удовольствия. Даже самый достойный из смертных друзей Саурона, назгул number one Тиндомэ, которого очень и очень уважал наш неистовый майя, не смел ни в чем упрекнуть Повелителя, хотя мог. Умный был Тиндомэ, культурный и воспитанный. Знал заранее, что ему на это ответят: "Не твое собачье дело!" Зачем на грубость лишний раз нарываться? Ну его …

Всех, всех, кто осмеливался любить Саурона, он губил. Не желая этого, конечно. Просто, он мыслил масштабно, планы у него были глобальные, а мелочами, вроде судеб смертных, пренебрегал. Не стой под стрелой. Заметил кто, кроме меня, что дети у Саурона по большому счету глубоко несчастные личности? Тайэрэ нарочно упомянула или ведомая космическими силами, но один сын у него - алкоголик (Тельпелин), одна дочь у него - истеричка (Элентари). Наверное, от хорошей жизни. В папашкиной тени, унаследовав при этом папашкины амбиции. Намного сильнее людей, но все еще не сравнить со способностями майя. Ни то, ни се. Они, дети то есть, занимали кучу ответственных постов, но вряд ли были счастливы. Не вижу я в них спокойной, мудрой радости, которые свойственны воистину счастливым людям и еще святым. Настоящими детьми Саурона были … Ну-ка, угадайте с трех раз! Тайэрэ по-пророчески однажды обмолвилась, выдав описание существ: "Высокие, плечистые, с длинными руками, бочкообразными туловищами, кривыми ногами. Грубая сероватая кожа, на головах - короткие жесткие рыжеватые волосы, словно мех. Лица - словно звериные морды. Низкие лбы, скошенные подбородки, торчащие из широкого рта клыки. Глаза глубоко посаженные, зеленоватые - и неожиданно для такого облика, живые и любопытные. Не по-доброму любопытные". Это же орки!!! Все в папу, каким он к людям вышел. Рыжие и зеленоглазые. Душевные ребята …

Продолжая детскую тему, не могу не вспомнить один примечательный эпизод, которому у Тайэрэ посвящен целый рассказ на излюбленный почитателями темной идеологии сюжет: как один парень, верящий в Светлых, встречает прекрасную девушку, а она верит в Темных и т.д. Сразу хочется спросить, давно назревал у меня этот вопрос: а почему в Цитадель или по дороге в нее со Светлой стороны путешествуют одинокие юноши, а с Черной стороны - одинокие девушки? Хотя, с Черной стороны иногда и мужской пол попадается, а, вот, про Светлую девушку, решившую мир повидать, нигде ничего не слышно. Мама не отпускает, что ли? Ну, да это все к слову. А проблема вот о чем. Значит, ту самую Темную девушку звали, кажется, Ахэле, Звезда Тьмы. И она пареньку лапши навешала, что сбежала из родимой Цитадели потому, что … "Потому, что он не захотел полюбить меня…" Имея в виду Саурона, естественно. А с чего бы это Саурон отказался ее полюбить? Он, насколько можно судить, не отличался особой разборчивостью. Всех любил, кто его просил, и любил качественно. Хе! Даже волчиц … Девчонка была вполне ничего, зачем подругу-то обижать? Ответ почти очевиден. Дабы избежать кровосмешения. Под конец первой эпохи потомства у Саурона и потомства у его потомков было немеряно. Наверное, Ахэле - пра-пра- … внучка какая-нибудь. Хоть седьмая вода на киселе, а все ж …

И пресловутый сауроновский садизм вовсе не взялся ниоткуда. Просто обстоятельства сложились так, что истинная, маниакальная сущность оказалось востребованной. Единожды вкусив, и понеслось. Был он уже с приветом, был. Мелькорушка-то сразу приметил отклонения в психике. Какие отклонения и откуда они могли взяться? Пожалуйста, цитату: "Старшие собирались вместе и делали что-то непонятное - частично сливались вместе, и от этого случалось нечто: что-то новое рождалось в сплетении их тел". Когда маленький мальчик в замочную скважину подглядывает за родителями, с неокрепшей детской психикой происходят разные комплексы … М-да … Кажись, меня занесло. Улетели ассоциации в неожиданном направлении. Это уже не космизм получается, а фрейдизм какой-то, кухонный. Кстати, щас я сбегаю, картошку выключу … Вот, порядок! … Мелькор сопротивлялся, как мог, не хотел брать ученика. Но увидел, каким баловством занимается этот майя, если его без присмотра оставить, - рабов творить удумал! - решил лично приглядывать. Да толку-то! … Чего, уж, говорить про потом, когда Саурону в самом деле было за что на Светлых обижаться. А, ведь, было в Артано и хорошее. Природу понимал, мысли живых чувствовал, красоту мог создавать. Не наступили бы ему на мозоль, не озверел бы. Так не могли не наступить. Больно много он места собою занимал, не обойти. Волей-неволей на что-то наступишь. Трагедия, понимаешь. Как ни крути - все плохо …

Сам он виноват, кругом виноват. Особенно тем, что других, невинных, за собой в пропасть тянул. Сына родного не пожалел, в нежить обратил, ради абстракции! На алтарь возложил, ничто, мол, для нашей победы не пожалею. Дурилка картонная … Надо было сынка розгами по мягкому месту и под замок, чтобы не лез в опасные предприятия, выкинул эту патриотическую чепуху из головы. Мать, небось, слезами вся изошла, судьбу ребенка проклиная и тот момент, когда встретила рыжего змея-искусителя себе на погибель! … Не такие, уж, мы, женщины, идейные особы. Была, помнится, одна сильно идейная. Так что она Повелителю-то в конце концов сказала? "Ах! Больше не будемте такими близкими друзьями". Вот, к чему идейность-то приводит. Не жона ты мне боле, не жона! …

В этих самых рассказиках, где особенно живописно изображен пример сауроновского садизма, ну, со служаночкой-нуменоркой, есть один момент … Попортил он, значит, ей личико ручками, попинал ножками и все? А еще как-нибудь надругался? Как обычно сильные отвязанные мужики поступают со слабыми беззащитными красотками в таких случаях? Что значит "не хочешь поразвлечься", обращенное к Тиндомэ? В каком смысле? Для женщины обиднее всего именно прямое унижение своей женственности. А поскольку Мирвен после вспоминала только побои, стоит предположить, что по-другому ее и не унижали. Хотя … Саурон при этом был одет в "некое подобие халата", одежда домашняя и располагающая к интимности. Может, амнезия служанки по поводу изнасилования свидетельствует о небывалой жестокости последовавших за этим или вместе с этим побоев? Что остальное как бы стерлось в памяти, вопреки законам естества? Эру его знает! … Ну, садюга, ну, маньяк! Что ему сделали несчастные пленные? Разве смогут они почувствовать его затаенную тысячелетнюю боль? Как бы он ни старался, как бы ни свирепствовал, все равно легче не становилось. И тем сильнее попадало следующим. И так же бесполезно.

Конец Саурона закономерен, как и его падение. Заслужил, парниша, заслужил. Ужасный конец - вечное бесплотье и осознание мук. Лучше бы, кажется, совсем его развеяли, "обнулили", чем так … Жалко даже. Непозволительно так мучиться живому существу. Хоть и заслужил все по полной, но жалко. Жалко то хорошее, что еще осталось, давало надежду на духовное перерождение. А знаете, даже в испорченном майя хорошего можно набрать на десяток обычных людей. Может, в этом и заключается секрет обаяния отрицательного персонажа? … И, хоть бесплотен, но носится где-то за черной луной, проникает в континуум бледной тенью сознания, пламя свечи и все такое, неотразимо воздействует на юные умы романтичных барышень, исторгает потоки слез и сладкие вздохи … Пусть Тайэрэ меня простит, что я так, про барышень. У нее самой, ведь, словечко позаимствовано, не в обиду … Однако, знакомый образ! Очень знакомый! Если отвлечься от эмоций и включить логику, раздел памяти с уроками литературы в советской школе:

"Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь ее проник …"

Приведу еще один характерный эпизод из классика социалистического реализма. На мой взгляд, данный пример убедительно доказывет, что Ниэнна и Тайэрэ - до глубины души русские девушки, что только в русской культурной среде могли родиться "Черная Книга Арды" и "Средиземье Х". Я напомню сцену из Александра Фадеева, где молодогвардейцы в промежутках между пытками поддерживают свой дух чтением наизусть сокровищ литературы. Ульяна Громова декламировала лермонтовского "Демона". Когда она закончила, в камере не некоторое время воцарилось благоговейное молчание. Потом Ульяна заявила: "А я бы улетела вместе с Демоном!" В этом вся соль. Миллионы советских школьниц вслед за Ульяной восклицали: "И я! И я бы улетела с Демоном!" Вот они - истоки черных присяг … Даже "Молодая Гвардия" тут ни при чем. Миллионы советских, теперь российских школьниц, читая бессмертные лермонтовские строки, так же обливаются слезами и делают выбор: пресветлый ангел или "печальный Демон, дух изгнанья"? Лично я в свое время выбрала Демона. А потом здраво поразмыслила и решила, что ангелы надежнее. Но в душе, все-таки, за Демона … Знаете, как выглядит Демон? Живущим в Москве посмотреть на него будет очень просто. Станция метро "Третьяковская"-радиальная. Дальше … Идея понятна? В одноименной художественной галерее найдите зал Врубеля и любуйтесь. Там есть Демон сидящий. Так он выглядел, пока не осатанел совсем, пока в нем зло еще боролось с добром. Есть другой Демон, поверженный. Лица уже не разобрать, на картине смешались черные и красные пятна, словно грязь и кровь … Мне по душе первый вариант.

После прочтения Тайэрэ шутливый лозунг ролевиков "Воплотим Саурона обратно в жизнь!" наполняется новым смыслом. Конечно, давайте воплотим! Пусть живет, не мучается больше. Тем более, если рассуждать космическими категориями, то факт сохранения у Саурона сознания, можно понять, как обещание конечности наказания. Ибо, какой смысл мурыжить смертника? Мучиться ему предстоит еще немало, чтобы осознал. А, может, подпадет под какую-нибудь амнистию, освободят досрочно, нераскаянного. Вот, только, не такой у парня характер, чтобы осознать. Мелькора, помнится, тоже томили-томили по тюрьмам, и что, перекрасился, Светлым стал? А Саурон покрепче него будет, тот еще кадр. Здесь-то и вступает в действие третья альтернатива освобождения: если кто-нибудь вымолит для преступившего прощение и твердо пообещает удерживать оного от стези греха … В очередь, дамочки! В очередь!!!

Хочется предупредить всех трепетных барышень, сочувствующих демонам. Конечно, глядя на нечеловеческие муки, испытываемые сим существом, желание помочь вполне естественное и похвальное. Но, пожалуйста, не забывайте, что вы - всего лишь люди. Не переоцениваете ли вы степень своего воздействия? Окститесь! Ведь Тамара-то не простая деваха была, а первейшая на свете красавица - раз, по словам ангела "Творец из лучшего эфира соткал живую душу" - два, и вообще - дочь царя. И то коварный Демон обломал ее.

Эх, пыль, да туман!
Сушится пеленка.
Вся любовь твоя - обман,
Окромя ребенка.

Оно и понятно. Как и в случае с Сауроном - силы неравны. Не она на него повоздействовала, а он на нее. Помните, родимые, о трагической судьбе Тамары - лучшей из возможных человеческих женщин. И подумайте вот еще над чем. Каждая неудачная попытка спасти Демона (или Саурона), только усугубляет незавидное положение спасаемого. Только усиливает разочарование в любви и прочих ценностях добра. Оказать ощутимое воздействие на Саурона (или Демона), спасти его раз и навсегда может лишь совершенно особая фемина. Нет, не себя я имею в виду, Эру с вами! Душа из эфира самого типового, и прочие конструкции тоже типовые, куда мне! Тамара все-таки, хоть и эксклюзивный проект, но не шибко умная, а то бы сообразила, что не потянуть ей Демона. Ведь любовь, которая сотрясает миры, возможна только между равными.

Пока мы тут рассуждаем, Саурона-то, оказывается, уже спасли! О чем можно прочитать в Библиотеке Гарета. Решила эту извечную проблему хорошая девочка Юленька, просто и изящно, коротенькой притчей о Кольцах Артано. Искала, мол, его Первая Любовь, прошла долгий и трудный путь, семь пар башмаков железных истоптала, семь посохов железных истерла, семь хлебов железных изжевала, но все преодолела и сказала в конце, ласково: "Здравствуй, Финист, сокол мой ясный!" Одна она может сказать такое с чистой совестью. А всем прочим лучше не путаться под ногами и помочь искать потерянное Кольцо Любви. Найденные кольца присылать по адресу: Изенгардский главпочтамт, а/я № 13 "Общественный комитет по спасению сказочных героев" с пометкой "Для Саурона. Лично в руки Председателю комитета". Победителей ждут ценные призы и подарки. Главный выигрыш: две недели отдыха на лазурных пляжах Валинора … Ай, да Юленька! Ай, да молодец! Не зря тебе в Библиотеке персональную страничку выделили. Видать, правда, хорошая девочка. Правильнее, конечно, было бы назвать ее "тетенькой", мама моя с ней одного возраста. Но правда в том, что хорошие девочки всегда остаются хорошими девочками.

Большая просьба: не путать космическое с комическим, а также кармическое с клиническим. Вот, собственно, и все.