Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы
Миры Перекресток миров Книга серебряных рун


Арта: метафизика

Часть 1. Начала

Структура Начал Арты сложна и запутанна. Явно выделено существование неких начал, относящихся к единому уровню мироздания: Свет, Тьма, Не-Свет, Не-Тьма и Пустота. О сущности и характере этих начал в текстах ЧКА сказано немногое. Единственная определенная сентенция - определение из словаря к ЧКА-2 "Ахе (истинная речь) - Тьма, как всепорождающее начало". Остальные упоминания этих начал в канонических текстах описывают взаимодействие начал друг с другом ("Тогда взял Эру Свет и смешал его с Тьмой, ибо Свет не только гонит Тьму, но и поглощает другие огни. И так создал он остальных Айнур, и в каждом из них была часть Тьмы и часть силы Эа. Все они могли видеть и знать Тьму, но не-Свет Эру слепил им глаза, и воля их была покорна воле создавшего их", "Заклятия Тьмы сильнее заклятий Света" и т.д.). В ЧКА-4 утверждается также невозможность адекватного описания Пустоты в терминах человеческого языка. Какие именно начала ассоциированы с Валинором непонятно - в различных контекстах в связи с ним упоминаются Свет, Не-Тьма и Пустота.

В ЧКА-2 употребляется понятие "сила Эа", но его природа не раскрыта в тексте. Другое понятие, используемое вне группировок - "пламя Творения" (ЧКА-4), его сущеность также не раскрыта.

В ЧКА используется также представление о четырех стихиях - огне, воде, земле и воздухе.

В ЧКА-4 вводится также понятие специфических начал, связанных с Валар - Манве-Власть, Намо-Закон и т.д. Это определение не является функциональным, описывая некие действительные двусторонние связи иежду соответсвующим Валой и началом. ("Теперь же Манве-Власть по воле Единого изменяет судьбу изреченную. Изменяет Закон. Меня.").


Часть 2. Мифическая история

Мир Арты является элементом Эа - мира более высокого уровня. Пришелец из Эа, огненный дух Эре пытается создать мир, полностью подконтрольный его воле, однако, вынужденный черпать силы из Эа не достигает абсолютной власти на созданным им миром. Согласно ЧКА-2 Эре заставляет самого себя забыть о других мирах кроме созданного им.

Эре создает Айнур - духов, отражающих определенные аспекты его мыслей. Согласно ЧКА-2, первый из Айнур - Мелькор изначально качественно отличается от своих собратьев. Эре создал его, ползуясь силой Эа и Тьмой, тогда как остальные Айнур созданы из Света и Тьмы. (В ЧКА-4 различие в природе Айнур не описывается). Согласно ЧКА-2, Айнур - духи с психикой, близкой к человеческой, обладающие свободой выбора. Согласно ЧКА-4, Айнур - инструменты Эрэ, обладающие свободой воли в ограниченной степени. Эре скрывает от Айнур существование иных миров и утверждает, что он является Единым Творцом и началом всего - Эру, обманывая их силой Не-Тьмы.

Опасаясь силы Мелькора, Эре лишает его имени и дает новое - Алкар. Однако Алкар-Мелькор, выйдя за пределы Арты попадает в Эа и там узнает свое истинное имя - Мелькор, узнает о существовании мира за пределами Арты и др. Противостояние между Мелькором и Эре выливается в Айнулиндале и приводит к созданию мира в котором сочетаются идеи и пожелания Эре с одной стороны и Мелькора с другой.

Айнур отправляются в Арту, причем Эре своей силой связывает Айнур с Артой, лишая их свободы покинуть Арту. Там Валар - Айнур, отправившиеся в Арту, создают второстепенных духов в помощь себе - майар или феарни. Дальнейшая история Арты представляет собой противоборство Мелькора и поддержавших его майар, с одной стороны, и остальных Валар с их майар, с другой.

В конце первой эпохи Мелькор, побежденный в борьбе, выбрасывается за пределы Арты.