Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Е. Шестакова

Комментарий специалиста: Писатель. Глюколов. Больной.

Признак, по которому сформирована совокупность: продукция в виде более или менее связных повествований.

Нужно отметить, что различия продукции П., Г. и Б. как качественные, так и причинные (слово неточное, контекст будет прояснен по ходу изложения).

Причина. Продукция - при общем для рассматриваемых категорий уровне внутренних переживаний выше среднего, который и является источником продукции - для писателя основывается на реальном либо внутренне логичном (более или менее) вымышленном опыте, соответствующем законам описываемого мира. Продукция П. (как, впрочем, и Г. - но необязательно сам Г. это осознает) ориентирована на определенную аудиторию и вполне может предполагать коммерческое использование - когда продукция находит своего потребителя (пример: Олди, Хаецкая). П. работает над своей продукцией, строит ее по определенным законам, чтобы она имела вид законченного произведения. Для П., по сравнению с Г. и Б., наиболее важен Читатель. Ради него, в конце концов, П. и старается. Это определяет качество продукции П. Не в смысле хорошее произведение или нет - кто как может, так и старается, а в смысле обязательного стремления создать стройный сюжет, украсить повествование разными художественными подробностями или моралями, сделать произведение интересным Читателю.

Итак, продукция П.: предназначена читателю, внутренне логична, имеет сюжет, интересна в силу качества изложения.

Всплески воображения П., как и Г. (но более оторванно от условностей, в большей степени основываясь на подсознании, не обязательно учитывая логику описываемой действительности по ср. с тем же у П.) называются по-научному эйдетизмом. (Это нормальное свойство человеческой психики - эйдетизм. Это, например, придумывание продолжений к прочитанным книгам, с введением своих героев или воображая себя одним из героев. Или, например, "свободное продолжение "ВК" Ника Полоумова". Это - основа творчества). Эйдетизм Г. более расторможен, не так привязан к действительности. Продукция Г. тоже ориентирована на аудиторию и тоже имеет логичную основу-мир - ведь глюки как таковые всегда идентифицируются (т.е. Г. знает, про кого он ловит свою продукцию - кто там есть кто и где это - там), но нелогичность для глюка в наших кругах стала почти обязательной, она как бы выступает критерием достоверности, истинности "глюка". Она же определяет низкое в большинстве случаев качество продукции, ее "нечитабельность". Ценность глюка, таким образом, в яркости чувственного восприятия. А не в сюжете. Глюки в большинстве своем малоинформативны (а если информацию и можно извлечь, то только после тщательной обработки продукции и отбора того, что соответствует законам мира - если Г. пытается перейти от Г. к П.).

Итак, продукция Г.: основана на ярком чувственном восприятии, реализует скрытые или явные желания Г., имеет логичную основу-мир, с которым Г. идентифицирует свои глюки, может быть ориентирована на заинтересованную аудиторию (в случае с толкиенистскими глюками - основа-мир заинтересовывает в продукции Г. других толкиенистов, невзирая на вышеперечисленные ее особенности. Или, например, кто-то глючил бы про Альбигойские войны - многих бы заинтересовала сама тема), возможность при дополнительной обработке превратить продукцию Г. в продукцию П. (по качеству и преимущественной ориентации на потребителя).

Продукция Б. - проявление заболевания. В отличие от эйдетизма, продукция Б. непреднамеренна и нежеланна. Хотя в основе ее тоже лежит снятие контроля сознания с чувственных переживаний (чувственные переживания происходят на подсознательном уровне). В зависимости от исходного состояния личности Г. возможно сглаживание грани в продукции Г. и Б., хотя для непсихотической продукции все равно характерно осознание того, что продукция - это не на самом деле, а в "глюке". (Психоз - глубокое нарушение психики, при полном отсутствии критики состояния. То есть Б. не осознает, что его продукция не соответствует реальности, даже при наличии объективных доказательств этого. Разубеждению не поддается. Как, например, при алкогольном делирии ("белка") или шизофреноподобных расстройствах мышления и восприятия). Продукция Б. может быть внешне логичной, но только при достаточно сохранной личности Б., на ранних этапах развития болезни, но и тогда логика (причинно-следственные связи) строится на косвенных признаках (например, грубо, если под дверью оказался резиновый мячик, значит, скоро придется ехать в г.N, где производят резиновые изделия. А если этот мячик, не дай бог, порван, значит, скоро случится казус при сношении - презерватив окажется бракованным). То есть при некотором опыте такую болезненную логику нетрудно выявить. Пример, правда, слишком утрированный, но вот другой: у какого-нибудь изобретателя недостаточно восторженно принимают его изобретение. Но он не соотносит это с реальной ценностью изобретения, а объясняет какими-нибудь интригами или недостатком интеллекта комиссии ВОИР.

Короче, это слишком многообразно и в каждом случае по-своему, так что если непонятно - расскажу потом лично.

Итак, продукция Б.: непреднамеренность, негативный оттенок эмоций от этой продукции (нежелательность переживаний), отсутствие критики (Б. не осознает неестественности переживаний), нелогичность или использование в логических построениях при объяснении продукции косвенных, незначительных признаков. Интересна только как диковинное уродство (люди любят поглазеть на уродцев, если те не угрожают их безопасности). И еще - снятие продукции лекарственными средствами психотропного действия.

Елена Шестакова (январь 1998).