Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Тэль

Три листка "Золотой ветви"

Мне хотелось бы прокомментировать отдельные положения статьи Кали, Линнет "Магия и глюколовство: попытка уточнения понятий". Сущность исследуемой области изложена довольно верно, особенно раздел, касающийся соотношения понятий магии и технологии.

Я попробую соотнести высказанное в статье с положениями теории Дж. Дж. Фрэзера, отраженными в его знаменитой книге " Золотая ветвь". Сразу оговорюсь, терминология не будет совпадать.

Итак, Фрэзер выделял триаду: магия-религия-наука. Он отмечал сходство магии и науки в следующем: " в основе как магии, так и науки лежит твердая вера в порядок и единообразие природных явлений... Аналогия между магическим и научным мышлением является обоснованной. В обоих случаях допускается, что последовательность событий совершенно определенная, повторяемая и подчиняется действию неизменных законов, проявление которых можно точно вычислить и предвидеть."(1)

"Роковой порок магии заключается не в общем допущении законосообразной последовательности событий, а в совершенно неверном представлении о природе частных законов, которые этой последовательностью управляют".(2) Я поясню это следующим образом: для авторов статьи магия (в обыденном понимании) и наука суть технология, для Фрэзера наука-это "правильная" технология, магия, соответственно "неправильная".

Но фрэзеровское понимание магии отличается от современного, таким образом, многие т.н." магические" действия можно признать основанными на достижениях науки, науки как сферы деятельности, направленной на выявление и использование законов мироздания.

Я согласна, магия - скорее литературный термин, да и наука современная оперирует не только понятиями материальных объектов, как известно, например, уже довольно давно проводятся исследования биополя в физических лабораториях и т.д. Поэтому операции как с физической реальностью, так и с нематериальными объектами, проводимые с определенной целью, можно назвать технологическими. Далее, по поводу же религии, положения авторов статьи совпадают с положениями Дж. Дж. Фрэзера.

Цитирую "Золотую ветвь": " религия... предполагает, что ход природных событий в какой-то мере эластичен и изменчив и что можно уговорить или побудить всемогущие сверхъестественные существа для нашей пользы вывести его из русла, в котором он обычно протекает".(3)

Т.е. маг, ученый воздействует на реальность, используя свое знание закономерностей существования мира, а тот, кто прибегает к религии (теургии), апеллирует к сверхъестественным существам, угрожает им, пытается умилостивить, воздействует иным образом на них, дабы они сами исполнили желаемое, тем более, как справедливо отмечено, они вольны не подчиняться и не снисходить до просьб. Говоря о различиях, также хочу подчеркнуть следующее: магия и наука предполагают, что принципы существования, законы природы объективны, либо жестки и неизменны, либо меняются во времени и пространстве, но на них нельзя воздействовать мольбами, угрозами и т.п.

Религия исходит из обратного, достаточно обратиться к Библии: переход через Красное море, чудеса, творимые пророками. Религия исходит из того, что миром управляют существа, на которые можно воздействовать, а магия и наука - законы, если и есть некие духи, то ими свободно можно манипулировать в своих целях, что правильно отнесено авторами статьи к особой разновидности технологии. В заключение скажу, что, во-первых, магия и наука всегда считались религией чем-то враждебным и чуждым, по крайней мере, раньше, во-вторых, история свидетельствует о том, что преобладают скорее смешанные формы (Фрэзер писал, что во Франции крестьяне наделяют священников магической силой и способностью вызывать дождь и т.д.)

Тэль


(1) Дж. Дж. Фрэзер "Золотая ветвь". Исследование магии и религии. М.:Изд-во политической литературы, 1986. С. 53
(2) Там же. С. 54
(3) Там же. С. 55

Размещено: 12.09.01