|
Вальрасиан
Прежде чем разбирать феномен поэзии и пытаться найти критерии качества стихов, потратим некоторое время на теоретическую составляющую данной проблемы.
1. Микроуровень
Говоря о сознании и речи, в мышлении человека возможно выделить три уровня:
Внутреннее вербальное мышление образуется через взаимодействие внешних вербальных правил и образного мышления.
Функционируют также частные приложения L, cвязанные с особенностями специфической субкультуры (пофессинальный жаргон и т.д.), особыми моделями социального поведения (этикет и т.д.) или специфическими эстетическими принципами (стихотворные каноны (далее - К (= [k] + [Sk] и т.д.).
2. Макроуровень
Поэт формирует текст, опираясь на некоторую языковоую целостность Т, включающую лексичеку [t] и семантику [St]. Эта целостность формируется на основе V и L.
Получатель текста воспринимает его в соответствии с:
А теперь, сформулировав понятийный аппарат возможно перейти и к анализу изучаемой проблемы. Очевидна вторичность формы в том отношении, что содержание определяет выбор конкретного формального решения.
Написание стихотворения может преследовать одну из следующих целей:
а. Передать читателю рациональную информацию. В этом случае, важнейшим требованием к стихотворения является минимизация исскажений содержания в результате его адаптации под форму. Т.е. T должно быть максимально приближенным к L, чтобы предотвратить возникновение аберраций.
б. Передать читателю эмоциональную, образную информацию. В этом случае Т должно быть максимально приближенным к V читателя, чтобы избежать аберраций при рациональной расшифорвке образов текста. Поскольку V различных читателей различны, подобный текст может бфть ориентирован лишь на определенную группу читателй, обладающую специфическими культурными и эмоциональными доминантами.
в. Восхитить читателя совершенством формы. В этом случае, T должно быть максимально близко к тому или иному канону (К).
г. Самовыразиться. T максимально близко к V автора, создавая своеобразный автопортрет.
Возможны и отклонения от этой схемы. Можно создавать стихи, в предельно традиционной и каноничной форме, активно используя специфическую лексику, можно выражать мысль привычной семантикой и чуждой лексикой, но такие стихи редки.
Теперь рассмотрим применительно к приведенной выше классификации предмет спора - соотношение формы и содержания в стихотворении. Если рассматривать качество, как степень соответствия формальным канонам, то лишь для третьего типа стихотворений оно носит структурообразующий характер. Для второго и четвертого, напротив нехарактерно строгое соблюдение канонов формы - и потому даже лучшие из подобных стихотворений (а лучшими являются те, что наиболее полно достигают поставленных целей) всегда будут несовершенны по форме - с точки зрения канонов.
Вот и все... Стихи бывают разными - и подходить к ним с единой меркой ИМХО не стоит. Если стхи выполнили сою задачу - заставив нас споереживать автору, передав заложенную в них информацию - они сделели свое дело, и нет смысла придираться к форме.
Вальрасиан.
P.S. Есть у меня подозрения, что я знаю, почему Кинн столь внимательна к форме. Ее V близко к L/K (Если у человека устная речь близка к письменной...) и потому различие в функциональности между отдельными словарными моделями игнорируется ею.