Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Митрилиан

Портрет лирического героя в подростковой поэзии фэнтези

Сначала я хотела написать просто "в подростковой поэзии". Но недавно мне в руки попалось собрание школьного фольклора и я поняла, что некоторые отличия все-таки есть.

Итак, наш герой. Прежде всего, он – необычен. Образы "обыкновенного человека", "маленького человека" подростковой поэзии неизвестны. Лирический герой – проекция автора в создаваемый в стихотворении мир. Комплекс же неполноценности хоть и встречается среди всех возрастов, присущ практически всем подросткам. Само по себе это явление в данном возрасте вполне естественное и не страшное, просто очень ярко отображается в стихах. Редкий подросток способен отнестись к себе с юмором и редкий подросток удовлетворен собой. Оттого лирический герой – необычен и обладает суперталантами, с любовью описанными в стихах. Самые популярные таланты – владение оружием или словом. То есть лирический герой способен контролировать окружение физически (мечом) или психологически (песней). Часто и тем, и другим (певец с мечом). Автор, создающий подобный образ, знает про себя, что он неспособен воздействовать на своих школьных недругов ни тем, ни другим. Его лирический герой выполняет ту же функцию, что и воплотившаяся мечта героя "Бесконечной истории" – прилететь на драконе и загнать обижающих его парней в мусорный бак.

Выше я рассматривала лирического героя – мужчину. Его признаки совпадают вне зависимости от пола автора. С лирическим героем – женщой дело обстоит несколько иначе. Редкий юноша напишет стихотворение от имени девушки. Лирическая героиня не заостряет внимания на себе и редко выступает как самостоятельная личность. Следуя древней социальной традиции героиня не существует без любимого, чьей личностью она определяется. Предмет ее любви при этом довольно необычен.

Во-первых, он недостижим. Или он принадлежит другой, как Арагорн, или мертв, как Боромир, или искалечен, как Мелькор. Последний вариант наиболее популярен.. Образы ЧКА-шного Мелькора и разделивших его судьбу последователей не зря столь популярны в подобных стихах. Во-вторых он гораздо старше героини. Сейчас меня побьют за пошлые мысли, но тем не менее я скажу. Образ любимого в подобной поэзии - образ отца-из-мечты. Отец – учитель, к тому же отец воспринимается пожилым, старым, безопасным мужчиной. Его искалеченность или смерть усиливают эту безопасность. Подобный возлюбленный гарантированно не предложит физических утех – он просто не может. Главное-то отрезано. (Крылья, а вы что подумали? Вот именно!) Часто возлюбленный не знает о существовании героини – еще одна гарантия того, что брачное ложе возможно в их будущем только если это ложе смерти. Мотив, кстати, довольно древний. За тем исключением, что у взрослых авторов мужчина обычно активно желает женщину и стремится обладать ей, да вот не суждено. Девушки же - подростки влюбляют свою героиню исключительно в "безопасных" мужчин, заведомо неспособных к сексу. Что вполне объяснимо, ибо страх перед первым половым актом в девушек заложен природой. Этакий контроль-механизм, предотвращающий ранние роды. А у девушек, развитых интеллектуально, он еще и усилен. (Ох, сейчас мне выдадут!)

Девушки-авторы подобных стихов находятся в стадии развития "Эовин, влюбленная в Арагорна". К Эовин, влюбленной в Фарамира, они относятся с подозрением, не веря в искренность ее любви, не понимая ее.

"Никто на свете не способен понять моих переживаний!" – вот девиз подросткового возраста. Не секрет, что именно в эти годы происходят серьезные конфликты с родителями. Осмелюсь заметить, что и это заложено в нас природой. Детям положено отделяться от родителей и заводить собственную семью. (Если же экономические причины удерживают поколения под одной крышей, то власть переходит к взрослым детям, когда родители вступают в пору физической немощи). В сознании подростка родители могут отождествиться с обществом и свои конфликты он проецирует в стихи. Образ менестреля, поющего народу правду и сжигаемого за это на костре – отсюда. Образ шута при короле – похожего происхождения, но тут, скорее, проецируется вынужденное ношение маски в школе.

Вот такие мысли. Прошу заметить, что я не стригу всех под одну гребенку, но лишь описываю тенденцию. Зачем? А фиг знает, все лучше, чем просто флеймить :).

В заключение скажу, что рассмотренные образы естественны в стихах 12ти-20ти летних авторов, но если их пишет некто более старшего возраста, имеет смысл, имхо, говорить об инфантилизме.

"Кончаю. Страшно перечесть..."

Митрилиан

P.S. Забыла добавить. У лирического героя нет родителей. Подразумевается, что они мертвы, однако в ролевых легендах популярен образ сироты, не помнящего своих родителей.

Размещено: 10.05.02