Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Инесса Белова.

Соображения педагога на тему толкиенизма и ролевого движения.

Может быть, вещи, которые я скажу, будут звучать банально. Может быть, я вообще не имею права говорить о фэндоме, раз я не член его. Но я все же выскажусь со своей колокольни - с позиции педагога - и буду чрезвычайно рада, если мои соображения покажутся кому-то интересными.

Я не член военно-исторического движения, и тем более - ролевого. Я - педагог, учитель истории и литературы, использующий в своей практике ролевые игры. Ничего более. Мой опыт проведения ролевых игр (а в качестве игрока я не участвовала ни в одной) ограничивается небольшими кабинетными играми для моих учеников - чаще всего историческими, иногда деловыми.

Второе мое увлечение - европейская средневековая культура (вся - начиная с эпохи викингов и до самого Ренессанса), как духовная, так и материальная, что по мере сил я тоже стараюсь передать ученикам. Благо, мне разрешили вести соответствующий кружок для средне- и старшеклассников. Насколько я понимаю, увлечение Средневековьем должно роднить меня с военно-историческим движением, но в нашем городе подобных клубов нет.

С толкиенистами я знакома достаточно поверхностно, с толкиенистской культурой - несколько лучше благодаря Интернету, выход в который у меня нерегулярен, но есть. И при всем моем уважении к многим из толкиенистов - менестрелей, творцов культуры - я в своей околоролевой и околосредневековой деятельности не буду сотрудничать с ролевым и толкиенистским движением, как бы обидно это ни звучало.

Причин для этого я вижу много. Первая и главная - разница целей занятия ролевыми играми или историческим моделированием. Я как педагог преследую в большей степени цель обучить чему-либо игроков в процессе игры или подготовки к ней - сведениям из истории или навыкам делового общения. Возможно, мои игры чересчур просты и не способны вызвать той бури эмоций, какую вызывают, например, игры полигонные. Но для меня игра не является самоцелью, это только средство обучения.

Однако, для большинства знакомых мне ролевиков и толкиенистов игры мало того что являются самоцелью, но и выполняют прежде всего развлекательную функцию, хотя для всех и по-разному (более подробно - С.Толмачев, "Ролевое движение - перспективы развития"): для кого-то это желание вжиться поглубже в мир, ощутить себя кем-то другим; для кого-то - просто оттянуться, отдохнуть, помахать мечами и выпить на свежем воздухе. Функция познавательная оказывается как бы задвинутой на задний план - она не нужна ни мечтателям, которые видят в игре только источник каких-то возвышенных чувств, ни оттягивающейся тусовке, которой вообще ничего не нужно. Ни те, ни другие ничему или почти ничему не учатся в процессе игры или подготовки к ней. Мерилом всего служит "интересность" самой игры.

Потому если я, например, приглашу на любую из своих игр ролевиков, недовольными останутся все: я сама, поскольку ролевики постараются вопреки моим усилиям превратить мою простую по сюжету, но сложную по объему необходимых знаний игру в развлекаловку и - как итог - развалят ее; ролевики, поскольку им будет скучно; мои ученики, поскольку более опытные ролевики отодвинут или постараются отодвинуть их на задний план.

И вот, при такой разнице целей и задач вряд ли кто-то станет всерьез упрекать меня за нежелание сотрудничать с толкиенистами при организации собственных игр. Это еще пока не говорит о моем пренебрежительном к ним отношении - отнюдь.

Второй причиной моего нежелания близко общаться с толкиенистами (вот это - гораздо обиднее) является, увы, невысокий уровень дисциплины среди них, обилие "вечных студентов" и лиц с неустойчивой психикой, способных оказать не лучшее влияние на еще не окрепшие умы моих учеников.

От одного такого случая, кстати сказать, мне до сих пор трудно прийти в себя. Одиннадцатиклассник из нашего лицея (я его учила в средних классах, но у меня в кружке он появлялся от случая к случаю) буквально накануне выпускных экзаменов познакомился с толкиенистами (я тут была не при чем, это была вообще другая компания) - и сначала забросил учебу ради общения и чтения "Черной Книги Арды", а потом вообще уехал автостопом в другой город. Мало того, что для всех нас, учителей, это было немалым потрясением. Кроме этого, вполне понятный гнев несчастных родителей мальчика обратился персонально на меня - "вы же тоже, дескать, играете в какие-то игры, и Толкиена давали в восьмом классе на внеклассное чтение, вы, наверное, Диму и познакомили с этой компанией!" Моим уверениям, что я даже имен-то таких не слышала, очевидно, не поверили.

Дима вернулся через неделю, с ним была проведена большая воспитательная работа, выпускные экзамены были кое-как сданы и все, в общем-то, выправилось. За исключением моего уважения к некоторым представителям породы толкиенистов, от влияния которых я бы очень хотела уберечь своих подопечных (по крайней мере, пока они еще школьники).

Третья причина, по которой я не хотела бы приглашать толкиенистов к сотрудничеству, очень парадоксальна - это как раз то, что лично мне в них нравится. Это - богатство их внутренней субкультуры. Стихи, песни, проза... Но этого всего слишком много, не все творчество толкиенистов, к сожалению, качественно и лучшие образцы чаще всего оказываются в тени, а наиболее популярен в народе как раз псевдогероический примитив, от вида которого столь брезгливо морщится (и правильно делает) г-жа Любелия в дискуссии о поэзии фэнтези или, еще хуже, туповатый стеб вроде "Лориэновской дивной".

Просто у меня очень сильны опасения, что мои подопечные, не имея еще достаточно опыта и вкуса, предоставленные сами себе, вынесут из общения с толкиенистами (неизбежного при моем сотрудничестве с ними) не лучшие образцы (которые могут вообще остаться неизвестными), а подобную дрянь. Лучше я сама дам им послушать "Брин Мирддин" Скади, "Дорогу на Калланмор" Крыса и Шмендры, "Альбигойский цикл" Л.Бочаровой или "Песни Алой Книги", почитать "Экскурсию", "Киносъемки", "Хронику деяний Эльдар и Атани", стихи Эльрин или Айлинель и т.п.

Итак, прояснив причины своего нежелания сотрудничать с толкиенистами, я постараюсь изложить свое отношение к ним самим.

А излагать-то особо и нечего, тем более, что почти все уже так или иначе было сказано. Я вижу, что среди толкиенистов есть люди талантливые и чисто по-человечески прекрасные - но есть и никчемные, даже вредные типы. Соответственно, я ценю и уважаю первых - и стараюсь держаться подальше от вторых. Непосредственно наблюдаемую мной толкиенистскую "тусовку" (как общность, а не всех по отдельности) - недолюбливаю, потому что слишком сильно в ней влияние несерьезных и бездарных личностей (как показывают многие статьи, это беда не только знакомой мне компании). Творчество толкиенистов оцениваю точно так же, как и любое творчество, считаю, что там есть очень достойные и интересные вещи.

В общем, мое отношение к фэндому как к одной большой "тусовке" скорее отрицательное, а отношение к фэндому как к совокупности разных более или менее творчески одаренных людей - скорее положительное. Поэтому я не считаю катастрофой то, что "тусовка" разваливается и загнивает. Это участь любой "тусовки", не занятой конкретным делом, а лучшие люди все равно остаются сами собой.