Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Бывший толкинист UA571C

Комментарии к теории Толкиенизма

Предисловие

Любопытство и некоторые жизненные ситуации вынуждают меня вернуться к событиям давно минувших лет. Куда б не увела нас дорога судьбы, корни останутся корнями.Как и многие другие, "и я оттуда". Блуждания по сети натолкнули меня на сайт Гарета "Тол Эрессеа", где я обнаружил преинтереснейший текст Фангорна "Теория толкинизма". Сразу не соглашусь с автором: попытки теоретизирования и оценки толкинизма предпринимались неоднократно, просто никто и никогда до означенного труда не думал все это записать, а уж тем более опубликовать где-либо. Могу вспомнить передачу "Сюжет" про нескучнов- ских толкинистов и движение в целом - там звучали мнения различных людей, как толкинистов, так и не-толкинистов,причем мнения последних полностью или частично совпадали с мнением автора "Теории толкинизма". Это побудило меня к написанию сей статьи, цель которой - ответ на призыв Фангорна "поучавствовать в полемике", что будет выражено как в "цивилизованной критике" "Теории толкинизма", так и в развитии ее темы.

I. Теория толкинизма

Сразу начну с критики,и сразу по-поводу стиля написания "Теории толкинизма". Не стоит обвинять в "разжижении мозгов" тех "нецивилизованных" критиков, которые первыми обратили внимание на трудность восприятия текста. Действительно, текст резкий, причем едва ли не лишенный какой-либо аналитической основы. Резко неприязненно относясь к "канонизации" толкинистских учений, автор в то же время претендует на "незыблемость в веках" своей "Теории" - это ли не граничащий с шизофренией бред, последствия острого психоза, навеянного неприятием толкинизма? Нет. Ни в коем случае. Неприятие неприятием, но текст имеет право на существование в том виде, в каком он есть сейчас, ибо: автор делает изящный ход, объявляя свою "Теорию" "подражанием Ницше". И это его право. Я же выражу критику со своей стороны: как сказали Стругацкие,"Ницше был великий поэт,но ему не повезло с поклонниками". Написав "Теорию толкинизма" в таком виде, автор повторяет его ошибку, вызывая резкое неприятие ее среди тех людей, кто будет ее читать, а читать ее станут те, кого он так критикует.Если бы автор не поленился, и вместо того, чтобы бросаться высказываниями о сущности толкинизма и его последствий, провел бы детальный анализ аспектов этого движения хотя бы в духе столь уважаемого им З.Фрейда, ему удалось бы рассечь и анатомировать всю истинную сущность толкинизма. Подводя итог критике, скажу: статья, вероятно, имеет весьма ценное философское значение, однако в плане психологии обладает рядом столь значительных недостатков, что не стоитна нее хоть как-нибудь ориентироватьсяпри оценке психологии представителей толкинистского течения, несмотря на некоторые очень меткие замечания.

II. Философия толкинизма.

Оговоримся сразу:при всем моем критическом отношениик "Теории толкинизма", именно этот текст я взял за основу своей статьи. В дальнейшем я попытаюсь углубиться в некоторые моменты и развеять некоторые иллюзии,однако в целом я согласен с автором "Теории".

1). Корни в хиппизме, кинико-нигилизм - все это,конечно верно, но не совсем. Я ничуть не собираюсь спорить с автором "Теории" по-поводу философско-религиозной, а также моральной основы толкинизма. Но при этом, не могу не заметить, что описанный в "Теории" толкинизм - чисто российская особенность. Да, толкинизм существует на западе, но в "ортодоксальной" и значительно смягченной форме, не считая "темного направл ения"блэк-металлических и думовых групп типа Summoning, по сути,являющих собой гибрид толкинизма и темной лирики. Такая направленность обеспечивает им культовость. Российский толкинизм, не считая хипповских корней и в какой-то мере "Эдипова комплекса", это порождение российского менталитета. Не стоит спорить, что психологические комплексы юношества - свойственны всему мировому сообществу, но выродиться настолько при сохранении "интеллектуальности" молодежь может только в России (о чем можно заявить все же с гордостью). Кроме того, среди толкинистов можно выделить несколько основных психологических типов, о чем будет сказано дальше.

2). Толкинистские школы - "ортодоксальная","ниенновская", "темные силы" - об этих школах уже было сказано в "Теории толкинизма",но все-таки хочется добавить, а также немного переправить и классифицировать основные направления.

"Ортодоксальное" течение - это "мы за Светлых и Добрых Валар против злого темного Властелина Колец". В основном - это начинающие толкинисты либо юные идеалисты и еще чаще идеалистки.

"Темные силы" - движение под лозунгом: "Под эгидой Саурона мир наполним чернотой!" Основная масса молодежи, причем многие из них даже не читали саму трилогию.

"Школа Ниенны" - это когда Моргот и Саурон - хорошие, а Валар - плохие и злые, ненавистники всего на свете, кроме самих себя.Как раз те, кому прямо патологически хочется все толковать, причем - естественно по-своему.

Самое редкое направление,которое представлено разве что отдельными личностями, чей лозунг: "мы за светлых эльфов - и мы убьем всех во имя Света; мы злые, и это нам нравится". То есть, "светлые - плохие, и поэтому мы за них".

3). Определив основные философские течения толкинизма,тем не менее мы не можем на этом остановиться. Ведь каждый толкинист считает себя "представителем" какой-нибудь расы (эльфом, гномом, орком и т.д.),поэтому "светлые" и "добрые" могут быть и "люди", и "эльфы", и "гномы", но все они будут разными по характеру и идеологии.

И так далее в том же духе.

Кроме того, имеет значение "профессиональная принадлежность" - воин, маг, вор, священник, менестрель и так далее, что накладывает не меньший,а то и больший отпечаток. Особенно на менестрелей.

4). В "Теории толкинизма" было сказано что-то нелестноенасчет толкинистских песен. Однако, в них отражены те же философские направления, особенно если учесть таких авторов, как Ниенна, чьи песни совпадают с направлением; Тем, чьи песни, в большинстве, совпадают с "профессиональной идеологией" - то есть, о менестрелях; Маглор и Маугли с песнями "Земля Зла", "Тьма-пелена" - которые являются прекрасными иллюстрациями к направлению "темных сил".

5). По отношению к четырем,выделенным мной направлениям, конечно, существует множество "еретических" течений. Но разбираться в них - пусть это делают те, кто по сей день вращаются в толкинистских кругах, а для меня - это дело далекого прошлого.

6). Уцепившись за книгу профессора Толкина,толкинисты начали все толковать, однако никто из них, видимо, не понял, что хотел сказать ее автор. И основной ошибкой толкинистов было "вытеснение" Арды в отдельный абстрактный мир, в котором они же живут или должны жить. А профессор Толкин отразил в Среднеземья - наш мир, а в персонажах - нас же самих, только в чуть более резких акцентированных формах.

7). Поддерживая автора "Теории толкинизма", я призываю всех к полемике и работе над дальнейшим оформлением "Теории толкинизма".

III. Психология толкинизма и толкинистов

Как я указал выше, течение представлено несколькими основными психологическими типами, которые я попытаюсь ниже разобрать.

1). Идеалисты-новички - молодежь и дети, те,кто прочитал книгу и относятся к "ортодоксальному" течению.Каждое новое посещение Эгладора (и других тусовок) - для них - просто фантастика. Как правило, в течение месяца - двух они "обвыкаются", "обзаводятся знакомствами" и переходят в один из более поздних типов.

2). Новички-тусовщики и тусовщики - скорее всего, книгу они не читали, а пришли в Эгладор вместе с кем-то из друзей - для тусовки. Наитипичнейшие представители "поколения пепси".

3). Маньяки-стеночники - чаще всего, наиболее далекие от всей философии люди, весь смысл посещения Эгладора - помахать "мечом", "топором" или каким-либо другим из видов "оружия".

Далее речь пойдет о тех, кто достаточно давно входит в толкинистские круги.

4) Печальные закомплексованные девушки. Среди них немало менестрелей - но все песни обязательно про "ушедшего и не вернувшегося рыцаря сердца", "сожжение ведьмы" - естественно той, от чьего лица песня, и так далее. Именно этот контингент в основном и составляет направление "школы Ниенны". Люди, у которых во всех их бедах виноват окружающий их жестокий мир, но только не они сами. Любят Р.Баха, Г.Л.Олди и другую "философскую" литературу. Слушают в основном свои же и чужие песни, немного - рок, редко могут слушать металл и дум.

5). Стебатели, темные силы и другие - наиболее "веселый" и многочисленный контингент среди толкинистов.Они - "завсегдатаи" полевых выездных игр, любители настольных игр типа D&D. В равной степени - "тусовочники" и "маньяки", "менестрели" и "воины". Читают в большом количестве фантастику и фэнтези,слушают все - Арию, Алису и другой русский рок, Doors, Beatles, дум, дэт, хэви- и блэк-метал...

6). Взрослые люди, составляющие довольно неприятную группу. Люди, которые утверждаются среди закомплексованных и наивных подростков. Не будем показывать пальцем, так как примеры все-равно у вас перед глазами.Таким людям обязательно нужно быть "на высоте".

7). Наркоманы и пьяницы, которых здесь не обвинят, а может быть и поймут. Хорошо все же, что их немного.

8). Различные сектанты - самый опасный тип.Толкинисты, особенно подростки, тем более новички - для них легкие жертвы... А также ловеласы, которые ищут наивных девушек как легких жертв...

9). Вольные художники, писатели, поэты - те, кто не нашел применения своих талантов во "внешнем мире".Толкиенисты для них - среда, где можно развеяться, благо все их творения здесь если и не станут популярны,то уж хоть какое-то число поклонников здесь найдут.

10). Возможны гибриды.

11) Нет правил без исключений.

Возможно, это получилось довольно резко, но это - то, что я видел своими глазами в Эгладоре еще в далекой середине 90-х.Заранее прошу прощения у всех тех, кого я ненароком неправильно отнес в своих мыслях к тому или иному типу.

Я не стал проводить глубокого анализа психологических типов, тем более, что я не являюсь профессиональным психоаналитиком, тем более - фрейдистом. Опять же, пусть грамотные психологи разбираются.

IV. Поэзия толкинистов

Благо уж упомянули стихи и песни толкинистов,надо бы выделить основные направления в "творчестве" толкинистов.

1). Стебы и баллады - в большинстве своем, играются на блатных аккордах,а чаще всего являются лишь переделками известных песен и песенных ладов.

2). Темная и светлая лирика - печальные и красивые баллады,опять же хочется отметить Ниенну, Тем и кое-что из Йовин (опять же - как самое известное). В основном это мелодических минор.

3) Вольная лирика - наиболее "качественная" музыка и художественность текстов. Это - Дэн-Назгул, Маглор и Маугли, Сказочник, Свиридов и некоторые другие выдающиеся индивидуумы.

4). Профессиональные музыкальные группы (не толко из России) - к ним можно отнести такие широко известные группы,как Blind Guardian, Rhapsody, Summoning, Mordor, а может быть и БГ...


В заключение,я еще раз хочу присоединиться к призыву "поучавствовать в полемике", ведь толкинизм - действительно уникальное и малоизученное явление. А взгляд со стороны - "толкинисты - это такие придурки с деревянными мечами".

И еще: в отличие от автора "Теории толкинизма" ничуть не претендую не то, что на "незыблемость в веках", но даже и на правильность моих субъективных оценок толкинизма. Кроме того, мое исследование на эту тему - далеко не полное. Кто хочет, пусть исправит мои ошибки в свои трудах.

Итак, дамы и госпола, тема остается открытой к обсуждению.

Написано вечером 8.11.2000 и вечером 10.11.2000 бывшим толкинистом UA571C

Размещено: 02.01.01