|
Вальрасиан
Хорошее слово "Гуманизм". Красивое... И главное - сказал, и как припечатал. Против гуманизма выступать нельзя. Это - удел опасных маньяков и недочеловеков.
Характерно, что не мрачное средневековте, а светлое Возрождение, эпоха гуманизма, принесла с собой охоту на ведьм. Впрочем, мы отклонились от темы...
Итак, что такое гуманизм? Тайэре определяет "Hельзя Человека убивать, оскоpблять, унижать, мучить, поpабощать". Правильно? На первый взгляд - да. А на второй?
Пока мы говорим об обществе в целом, вроде бы это определение срабатывает. Но стоит опуститься на уровень ниже - и все неожиданно становитяся неясным и расплывчатым.
Убийство негуманно? А эвтаназия? Самоубийство? А Александр Матросов? Унижение? А Гэбриэл Гейл ("Преступление Гэбриэла Гейла" Г.К. Честертон). И примерам этим нет числа...
А значит - что-то не так в определении Тайэре. И даже - становится ясно - что. Оно одномерно и поверхностно, рассматривая внешние формы поступков безотносительно обстоятельств...
Я не буду даже пытаться сформулировать свое определение добра и зла. Многие поколения мудрецов до меня не смогли удовлетворяющего всем условиям определения. (Кроме, разве что "Поступайте с другими так, как желаете чтобы поступали с вами"). Ограничусь лишь одним важным тезисом: Человек по имени "Я" - не только тело. Это еще и душа, разум, сознание - называйте как хотите. И нужды этой части "Я" не менее, а для многих - и более важны, чем нужды тела. Многие тысячи мучеников предпочитали умереть, не изменив себе...
Что страшнее - смерть тела или смерть духа? Что гуманней - сохранить жизнь или сохранить себя? Изменив себе мы также убиваем человека по имени "Я". Тот, кто читал верноподданические стихи владыке Арканара и автор печальной истории влюбленного принца - два разных человека...
Прошу прощения за долгое теоретическое вступление.
Итак, что мы видим в истории, изложенной в "ЧКА"? Элхе и Ириалонна, Ульв и Гортхауэр - все они очень гуманны по отношению к человеку по имени "Я". Они хотят сохранить себя - даже ценой жизни.
И все примеры, приводимые в статье Тайэре свидетельствуют отнюдь не о негуманнсти персонажей. Особенно надуман пример с Ульвом. Неужели ему стоило предать свою любовь, с кровью выдрать часть себя - ради того, чтобы просто создать семейный очаг, "быть как все". Кстати, в этом случае у Тайэре вновь появилась бы возможность бичевать персонажа, осознанно мучающего себя...
На этом можно было бы и закончить - с оптимистическим выводом "ЧКА - книга гуманная", если бы не одно "НО"...
Гуманизм ЧКА и впрямь весьма специфичен... Ее персонажи предельно гуманны - по отношению к себе. Все их действия проникнуты духом почти абсолютного индивидуализма: "пусть весь мир катится в Тартарары, но своими принципами я не пожертвую".
Примеры? Сколько угодно.
1. Элхе идет на смерть ради... Даже не любви, а какого-то иррационального чувства. Ну и Эру с ней - если она считает, что такой поступок правилен, - пусть не ломает себя.
Если бы не один маленький момент... Уход Элхе разрывает круг Девяти Рун. И те, кто "могут стать сильнеее самих Валар", уже не станут тем, чем должны были бы быть. А Арта обречена на жестокую тиранию Манве - ибо силе Девяти Рун уже не дано проявиться...
2. Мелькор. "Я не могу причинить боль Арте", - говорит он, обрекая себя на заточение, пытки, изгнание. Очень достойная позиция - не спасать своей шкуры ценой чужой.
Вот только жертвой принципиальности Мелькора пали вначале Эллери Ахе, а потом и рыцари Аст Ахе. И ценою незамутненной души Мелькора стали десятки тысяч жизней...
3. Гортхауэр. Он получает Кольцо Всевластья, дающее ему гигантскую мощь... Позволяющую исцелить мир, изгнав из него всю мерзость, злобу, жестокость.
Что же он делает? Отказывается от этой силы, сохраняя в чистоте свою душу. И обрекая сотни тысяч людей, эльфов, гномов на боль и мучения в этом искаженном, больном мире... И потому - на совести Гортхуэра - гибель Исилхэрин, страдания Еретика, смерть Нариэль.
И как мне это называть, спрашивается? Эгоизм, индивидуализм, эгоцентризм? Мягко, слишком мягко... Цена, которую герои Ниэннах платят за свою принципиальность кажется мне слишком большой...
И потому ни в коей мере не соглашаясь с частными выводами Тайэре ("ЧКА проповедует антигуманизм по отношению к "человеку по имени я") нельзя не согласится с конечным выводом. Гуманной книгой назвать ЧКА сложно...
>А вам не стpашно будет тепеpь читать книги?
ЧКА - не страшно. По одной банальной причине - я в нее не верю, и попросту не могу почуствовавть всей жути с которой ее персонажи жертвуют чужими жизнями ради себя...
И вообще книги - не страшно. Как правило, их герои, жертвуя собой, не ведут по своим следам толпы жертв, а напротив, - ценой своей жизни, своего счастья помогают другим. Фродо и Сэм, арканарские книжники и подпольщики Саракша, Прометей и Рэнсом - вот лишь ничтожная часть бесконечного ряда героев, идущих путем величественного принципа "И кто положит душу свою за друзей своих - спасет ее".
P.S. А зачем писана эта статья, если я согласен с выводами Тайэре? Да очень просто... С идеологией этой статьи я не согласен в принципе. И - сугубо личное. За Ульва обидно...