|
Скегулль
Тоска, господа хорошие, тоска... Да по Нему, по Учителю, как Его ни назови! Хоть Мелькор, хоть Кришна, хоть черт лысый! Не можем мы без Учителя, никак! Так и хочется нам привязаться к чему-нибудь эдакому, к какой-нибудь Высшей Душе! И наступит полная Нирвана... С другой стороны, кто запретит людям мечтать... Что там дядя Зигмунд про всеобщий невроз говорил? Так и стремимся слиться с какой-нибудь Высшей Душой, кто-то после смерти, а кто-то даже при жизни!
Согласитесь, приятно думать, что есть на свете Некто любящий нас до такой степени, что согласился и пострадать изрядно ради нашего с нами спасения. А от чего и от кого спасать нас нужно - кто-нибудь об этом задумывался? Да и согласился ли Учитель добровольно страдать - вопрос, конечно, интересный. Есть мнение, что Он пострадал не ЗА нас, а ИЗ-ЗА нас. Из-за нашей глупости, безразличия и непонимания. А Его страдания нас ни от чего не спасут, потому что спасать, собственно, не от чего.
Ну как нам хочется, чтобы нас любили так называемые Высшие Силы! У Макса Фрая об этом верно сказано: "Все мы рождаемся и умираем с одной и той же невысказанной просьбой на губах: "Любите меня, пожалуйста, как можно сильнее!" "...оно подарило мне ни с чем не сладкий покой и еще более сладкую уверенность, что меня бесконечно любят какие-то невероятные могущественные существа, в чьих руках сосредоточены все кончики невидимых нитей, из которых соткана Вселенная. В тот момент мне казалось, что эти непостижимые сверхчеловеческие существа любят меня самой обыкновенной человеческой любовью - просто жить без меня не могут и на все готовы, чтобы доставить мне удовольствие..." (М. Фрай "Лабиринты Ехо: Наваждения").
В мире постмодерна "опиум для народа" - уже не метафора.
Нам, презирающим земные власти, очень нужен Тот, чья власть не от мира сего. И слоган "Мир мой в твоих руках" говорит сам за себя. Признайтесь, тяжело это - нести свой мир в своих ладонях. Свалить на кого-нибудь другого гораздо проще. А если самому попробовать? Не доверить свой мир никому, даже самому разлюбезному своему Учителю? Слабо?
Эпоха постмодерна началась с убийства. Ницше сказал: "Бог умер". И это было равносильно убийству; в этом вся комедия и трагедия эпохи постмодерна. Вместо Бога - Сверхчеловек. Он, осознавший свое могущество, ни к чему не привязанный, свободный. Сам себе Бог. Но за этим могуществом и этой свободой - отчаянное, невыносимое одиночество. Осознание того, что нет никакой Высшей Души, не к чему привязаться, ни в жизни, ни в смерти... А вместо Бога - категорический императив Канта: "Не наливай другому столько, сколько не выпьешь сам", если на понятный язык перевести. Достаточно? Вполне. Но даже самый отчаянный нигилист эпохи постмодерна питает слабую надежду, что попадет он в так называемый Мир Иной, а там его встретит такой добрый дядя и скажет: "Признайся, Вася, ты был не прав!". А Ницше закончил дни свои в психушке...
Так что так называемый "ниеннизм" - явление совсем не новое. Хотя бы ту же Ахматову почитайте: та же тоска по Учителю.
А кто-то ждет второе пришествие Учителя: Мессии, Мелькора, далее по списку... А кто-то знает: даже если Он вернется, мир-дружба-жвачка все равно не наступит. Недовольные будут всегда, как ни старайся. И на каждого хитрого Эру найдется свой Мелькор. И на каждого Мелькора найдется свой Эру Единый. Все будет так. Исхода нет. "И Тот, Кого с плачем снимали с креста, окажется вновь распят" (БГ).
Конечно, упасут меня все Боги, Живые и Мертвые, от швыряния камешков в чей-либо огород. Каждый волен сам выбирать: убивать в себе богов или не убивать. И все же без них, без богов этих грешных, как-то пусто и скучно. Уж поверьте нам, нигилистам-постмодернистам. Главное - не думать, не думать, не...