Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Эрфарот Гил-Ангхарот

Великий Крестовый Поход в Валинор и обратно

Я, собственно, не поклонник ученых дискуссий, мне бы пива... Однако вот, нашла блажь, попробую повозникать немного. Прочел я статью Скилудра в защиту Перумова и захотелось повозражать, пошвыряться пометом и банановыми шкурками. Авось, кого-нибудь заинтересует...

Итак, Ник Перумов. Я не намерен высмеивать "чешуйчатые кольчуги" и многомильные пешие прогулки в полном доспехе, хотя и очень хочется. Как когда-то мудро заметил Борис Штерн, большинство гуманитариев обожает писать НФ-романы о покорении Сибири. Это я к тому, что ежели уж писать о вещах, в которых "плаваешь", не грех бы сперва в библиотеке посидеть. Я уж не говорю о стилистике, это отдельная песня. В наше время с родной речью и не такое делают, никого это уже давно не удивляет. Велик могучим русский языка... Я хочу поговорить о концепции, которая так пришлась по душе уважаемому Скилудру. О "сомнениях", "страданиях" и "исканиях" бедняжки Олмера, о Великом Орлангуре и о "ярости благородной" по отношению к эльфам. Скилудр не прав, на мой взгляд, вот в чем: Средиземье Толкиена и Средиземье Перумова - это не один и тот же мир с разных точек зрения. Это два разных мира. Всем вам отлично известно, что Профессор всю жизнь настойчиво отклонял предположения о том, что "Средиземье - это Земля", отвергал поиски аллегорий и намеков. Средиземье Перумова же - это именно Земля, именно мы с Вами, именно та самая одна шестая нашего родного шарика, никуда от этого не деться. Поэтому я и провожу параллель между идеями Олмера и одной весьма непривлекательной идеей, которая уж лет восемь, как подняла одну из своих многочисленных голов и трубит вовсю на просторах России. Прошу меня понять правильно, я никого ни в чем не обвиняю. Может быть, я занялся охотой на ведьм. Однако - ну очень похоже... Вот что я уразумел из "Копья Тьмы":

Эх, как же здорово вопить "Бей эльфов, спасай Средиземье"! А ведь и вправду, какой все-таки нехороший, хитрый и злобный народец. Называют себя, понимаешь, Перворожденными, а кто докажет ? Живут, понимаешь, отдельно от всех, с чужими не якшаются - брезгуют, значит. Толкуют о каком-то Свете, книги всякие пишут, колдуют чего-то... У-у, нелюдюги парха... эээ... поганые... А главное-то, главное - они, понимаешь, в свой Валинор отваливают, а нам туда нельзя! Хьяридди верно говорит, кто может лишить человека свободы? Кто может запретить мне прийти в чужой дом и расположиться там, как мне угодно, если я этого пожелаю ? А сами, небось, в Средиземье приперлись, всем распоряжаются, везде они! А вы знаете, что эти хваленые Короли Гондора все сплошь эльфы по материнской линии ? А в библиотеке Минас-Тирита (кстати, а почему Минас-Тирита ? Арагорн же ясно высказался, что город будет называться Минас-Анором...) небось, "Протоколы менельтармских мудрецов" хранятся...

Ну что, узнали ? Вот и я узнал. Только это... Ради Эру, не возражайте мне с помощью слезливых отрывков из сцены гибели Сэрдана. Прошу еще раз, поймите, я ни в чем Перумова не обвиняю. Я говорю об идее, которая нашла, вольно или невольно, свое отражение в трилогии. Да, я знаю, ксенофобия нынче в России, увы, в чести. Как минимум, не в мусорном ведре, где ей самое и место. Но нормальные, интеллигентные люди стараются переболеть этим тихо, быстро и незаметно, как это делал Достоевский. У Перумова же вся трилогия просто пронизана этим чувством.

Есть, правда, еще одно, более весомое возражение. Авари с Востока, Невозжелавшие Света. Хорошие, ассимилированные эльфы, которые рука об руку с людьми Серединного княжества и Черными Гномами (кстати, единственной находкой, которая меня хоть как-то с "Копьем Тьмы" примиряет. Очень удачно.) в поте лица своего трудятся на благо народов Средиземья. И занимаются они делом понятным - одни кости Арды крепят, другие - рубежи охраняют. Бог в помощь. Однако такое положение дел очень здорово отобразил Сапковский в "Часе Презрения" одним-единственным лозунгом, написанным на стене грязного человеческого поселения, построенного на руинах прекрасного некогда эльфийского города: "Эльфов - в резервации !"

Тоже знакомо. Одной из гитлеровских идей была мысль о т.н. "nutzige Jude". По-русски это что-то типа "умного еврея при губернаторе". Имеется в виду, если, мол, хитроухого эльфа держать в концлагере и заставлять работать на благо доминирующей расы, то это хорошо. Пусть живет. Правда, современные российские гитлеры эту идею напрочь отвергают, полагая, что умный эльф всегда найдет способ их перехитрить, а посему - никаких поблажек! В печь!

Честно говоря, я с жалостью и ужасом смотрел, как борется в трилогии эта мысль с нормальным человеческим разумом Перумова. Согласитесь, ведь подобные идеи болезненны и бредовы, от кого бы они ни исходили. Перумов - человек со здоровым сознанием. А вокруг - такое творится. А кто-то виноват. Вот и получаются страдания молодого Вертера на фоне пропаганды священной войны с поработителями и утверждения дорвагского приоритета в изобретении хлебного кваса. Это я к тому, что перумовские представители рода человеческого, обьединенные борьбой с эльфами, желают не просто освободиться, а занять воображаемое ими место эльфов в миропорядке и, в свою очередь, руководить и направлять остальные расы, тех же гномов, которым отведена роль эдаких горнорудных комбайнов.

А теперь собственно о Толкиене. На мой взгляд, Перумов - более толкиенутый, чем мы все, вместе взятые. Посудите сами - есть толкиенисты, и таких большинство, которые сознают, что Средиземье - мир идеальный (для них) и ничего общего с окружающей реальностью не имеет. Есть такие, для кого Средиземье - мир более реальный, чем действительность, но опять-таки, никак с нею не пересекающийся. Перумов смешал для себя обе реальности, причем распространил на них проблемы лишь одной из них. Что интересно, Средиземье подобного с собой обращения просто не выдержало и треснуло по всем швам, и это естественно. "Стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой..." Нельзя соваться в волшебную сказку с атрибутами военного марша. Но Перумов и тут нашел выход - оставив позади дымящиеся развалины Арды, отряхнув ее прах со своих ног, он вошел в Хьервард. Тут уж я ничего возразить не могу - если бы Перумов с самого начала писал о Хьерварде, был бы он сам себе хозяин, это, в конце концов, его мир. А мир себе можно придумать какой угодно, сшить по мерке. Но вот вопрос, а кто бы тогда заинтересовался писателем Ником Перумовым и его Хьервардом, который во всех отношениях проигрывает мирам классического фэнтэзи, мирам Говарда и Спрэг де Кампа, мирам Теренса Уайта и Урсулы ле Гуин ? Ах, простите, я не назвал ни одной русской фамилии... Что делать, фэнтэзи в России еще ждет своего гения, сравнимого с упомянутыми мастерами, что бы ни утверждали крикливые прославления на суперобложках. Так вот. Посему берется известный писатель (а лучше - самый известный) и "продолжается". Благо умер и даже в свой столетний юбилей ничего не возразит. Толкиенутый предварительно народ споро раскупает разрекламированную книгу, читает, начинает ругаться, после чего можно обвинить всех в придурковатости и космополитизме и под шумок издать уже СВОЕ - все равно купят, все равно прочтут. И гордо именоваться "известным русским писателем". Вы никогда не задумывались, почему такая популярность называется дешевой ? И еще - подумайте-ка вот о чем. Развитий темы Средиземья было много, но ни одно произведение, даже "Крылья Черного Ветра" не вызвали столько споров, столько обвинений со стороны толкиенистов всех степеней. Почему ? Потому что та же Ниенна создала свою... как бы это сказать... наверное, поэму, хоть как и совершенную, вроде бы, противоположность Толкиену, однако в толкиенском ключе, с толкиенскими понятиями о добре и зле (пусть и с другой цветовой гаммой) и, черт побери, основанную на доскональном знании не только работ Толкиена, но и тех эпосов и легенд, на которые Толкиен опирался. О других вещах не говорю, они, конечно, классом сильно отличаются.

В заключение хочу сказать вот что. Оставим в стороне мою больную фантазию, я отлично сознаю, что на меня сейчас набросятся и докажут, что я неправ и ищу, как говорят китайцы, тигра под водой. Я буду лишь рад ошибиться - и без того слишком много вокруг объектов моего текущего реферата (о развитии праворадикализма в постперестроечной России), но от доброй традиции ругать плохие книги, в том числе, увы, "Копье Тьмы" Ника Перумова, я отказываться не намерен. Мало того, полагаю, что эта традиция весьма полезна в первую очередь тем, кого ругают, если они в состоянии извлечь из критики урок, а не пользоваться ею, как двигателем торговли.

Текст скопирован с Арды-на-Куличках