Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Арвен Мифриэль

Что означает зло?

Мысли, навеянные рассказом Тайэре "Ступени"

Когда-то один человек сказал мне: "Ты еще не прошла все ступени лестницы понимания..." Но кто прошел? И кто может ответить? Почему зло обязательно должно быть низко и отвратительно? Кто решил так? Кто назвал его критерии? Слишком много вопросов... Слишком мало ответов. Это старо, как мир.

Когда я дочитала рассказ, то несколько минут сидела, просто уставившись в стену. Есть такая боль, когда не можешь плакать. И когда глаза невозможно отвести от экрана компьютера, потому что они просто застыли, ничего больше не видя. Да зачем я говорю, наверное, вы знаете. Может, именно эта боль и заставила меня написать эту статью в попытке доказать что-то...

"Барад-дур потрясла его своей странной и мрачной красотой. Мощная крепость, словно выраставшая из самой земли. Черный камень, тяжелые, но строгие пропорции. Ощущение давящей и грозной силы. Непоколебимая твердыня, неприступная и грозная. Изнутри она была много уютнее, чем можно было предположить, глядя снаружи. Внутри крепости все пропорции и линии были совсем другими, легкими и изящными. Галереи и переходы, тонкие колонны и высокие своды, кружево арок и балконов. Два лица одной крепости - как отражение души ее создателя." Таков был Гортхауэр Жестокий, ненавистный людям и эльфам. Да, я могу поверить, что он беспощаден у врагам, что он убивал тысячи без жалости, потому что на войне случается и не такое. Но в то, что, по словам автора, "ему нравилось - Тиндомэ это видел - мучить человека, нравилось наблюдать за страданиями жертвы." - в это я никогда не поверю. И не потому, что он "не такой" - это и доводом назвать нельзя, а потому, что майя, создание "самих" валар, не может быть банальным садистом. Да, именно он создал орков, коие садизмом несомненно отличаются, но неужели этому его научили в Валиноре? Да и не в этом дело. Просто это слишком похоже на реальность, и слишком далеко ушло от чудесной и доброй сказки Толкиена и также далеко - от одной из самых гуманных, на мой взгляд, книг - Черной Книги Арды. Я никому не хочу доказывать, что Саурон был добрым, милосердным, прощал врагов и всегда подставлял левую щеку вместо правой, нет! Просто жестокость, на мой взгляд, не обязательно должна быть низкой и отвратительной. В его случае она была лишь вынужденной, но я никогда не поверю и ничто меня не убедит, что Саурон мог опустится до насилия над беззащитной девушкой или до пыток просто ради удовольствия. Если так, то его образ не имеет ничего общего ни с Врагом, которого даже Толкиен изобразил величественным и могущественным, ни с учеником Мелькора из Черной Книги Арды, навсегда связавшего судьбу с Артой и чувствующего ее малейшую боль, как свою собственную...

Я понимаю, что вряд ли кого-нибудь убедила. Да я и не ставила такой цели. Это не исследовательская работа, потому что в ней не найдешь ни одного приемлемого доказательства. Это лишь выраженная боль, крик, который так и не остался непроизнесенным (дабы не пугать соседей). Это мои мысли о природе зла и добра, которых мне все равно никогда не познать.

Мы еще не прошли все ступени лестницы понимания... Она бесконечна...