Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Гилдор

К статье Сабрины

В статье Сабрины затрагивается очень интересная тема - надежда. Она пытается оценивать поступки феанорингов с точки зрения христианской морали. Но моральные нормы простых людей неприменимы для оценки деятельности Государей, также, как законы микромира неприменимы к макромиру. То, что хорошо и правильно для отдельного человека, теряет смысл когда речь идет о Государе. Это еще в 16 веке доказал Никколо Макиавелли. Его зря обвиняют в безнравственности. Если кто взял на себя труд прочитать его небольшую брошюрку под названием "Государь", то он поймет меня. Макиавелли ясно пишет, что хорошо, конечно, править с помощью добра и справедливости. Но это не всегда приводит к хорошим результатам. А ошибка государя стоит жизни многим его подданым. Поэтому если Государь стемиться к христианстким добродетелям для себя лично, спасает, так сказать свою душу, то это оборачивается гибелью государства и смертью многих его подданых. Пример Николая-2 тому подтверждение. Поэтому не стоит говорить о надежде, совести и раскаивании, когда на одной чаше весов судьба всего мира (и это не гипербола), а на другой только собственные страдания. Очень хорошо момент выбора Государя между долгом и добром показан у Шекспира в "Генрихе IV". Истинный Государь служит своему народу и государству, он приносит себя сознательно в жертву идее. Поэтому у него нет выбора между добром и злом. Мне могут возразить, при чем здесь Феанор и его дети. А вот причем. Возможно, для хоббитов третьей эпохи из их уютных норок Сильмариллы казались всего лишь забавными игрушками, из-за которых безумными князьями Нолдоров пролилось столько крови. Но это не совсем так. (Об этом сказано подробно в статье "Феанор".) Сильмариллы действительно стоили той крови, что была за них пролита. Потеряв Сильмариллы Нолдоры потеряли все Средиземье. Но если бы они, как предлагает Сабрина, покаялись, и сразу отдали их Валарам, то результат был бы тот же. Так что же лучше? Сразу сдаться или попробовать побороться? Что лучше, вечно сидеть у ног Валар и забавлять их разными игрушками, песнями и плясками, зная, что где-то там, далеко, непонятные пришельцы владеют твой собственностью или попытаться стать самим собой? Как Истинный Государь сможет смотреть в глаза своему народу, видя как его лишают будущего, если теряется сам смысл существования народа? И Моргот здесь не причем. Это не ложь. Именно так и обстояло все в то время. И дело даже не клятве. Клятва нужна слабым. Дети Феанора понимали смысл Сильмариллов, они знали, за что они борются. Они понимали, что по-другому просто невозможно было действовать. Хотя, конечно, они осознавали, что иногда они действовали жестко. Но в вину им можно поставить только Альквалондэ и Дориат. Но даже в этих крайних случаях вина лежит на их противниках. Нолдоры шли к своей цели. И целью было не убить синдаров, а взять Сильмариллы. И становится у них на пути было так же безрассудно, как на пути снежной лавины. Для синдаров Сильмариллы были просто драгоценными камнями. Какой был смысл так держаться этих красивых камней? Если Тингол не понимал, что у него в руках, то это его беда. А если понимал, то это его вина.

Выход действительно прост. И феаноринги стремились к нему пятьсот лет. Неотступно и непрерывно ища возможнось вернуть Сильмариллы. И вина их только в том, что они не добились своей цели. Только в этом была их надежда и спасение. А сдаться, поверить в "возможность избавления приходящей со стороны" - это предательство, это уничтожение себя, того что ты в себе уважаешь и ценишь. Остается отчаяние. Но только от того, что не смог выполнить свой долг. Остается страдание. Вероятно, вечное. Но только из-за того, что осознаешь упущенные возможности, свою непростительную слабость и недостаточную непреклонность. Что же здесь прощать? И кто все время хотел это простить? Манвэ, который сам виновен в конфликте?

Гилдор,
alex_stsp@chat.ru

Размещено: 27.01.01