|
Вальрасиан
Все началось со случайного совпадения. На экране была одна из статей дискуссии о феанорингах, в колонках звучала музыка, и Winamp, случайным образом выбиравший файлы из многогигабайтной коллекции, переключился на "Марш феанорингов" Иллет. И музыка из колонок неожиданно совпала с текстом на экране. Не по созвучию, естественно, но по созначию.
Иллет пела:
...За все грехи - единый приговор,
Не все ль равно, тогда за что и как?
Заранне Валар мы осуждены -
Не все ль равно, чем мы оплатим цель?
А в статье писалось:
"То, что они творили потом можно объяснить. Не с точки зрения общепринятой морали - тут они конечно, преступники, братоубийцы... Но они были и так прокляты и ненавидимы."
И процитированные статья с песней отнюдь не одиноки. Апологии и полуапологии феанорингов, основывающиеся на заведомой осужденности феанорингов, обесценивающей любой выбор, встречаются довольно часто - как в публицистике, так и в литературе фэндома. Даже в не столь уж обширной тавернской дискуссии они встречаются неоднократно. И воспринимается это рассуждение вполне обыденно и привычно. Уж сколько раз я слушал "Марш феанорингов", а то и сам подпевал, и всегда казалось, что именно так оно и есть. Действительно, раз приговор уже вынесен, то о чем тут думать?
Так?
Не так. Совсем не так.
Хотя бы потому что эта модель сводит этику к примитивнейшему торгу, а Нолдор приравнивает к худшим из людей, отбросам рода человеческого, которым не место даже в криминальном мире (ибо пресловутая "честь" сицилийской мафии или "понятия" российского криминала представляет собой пусть редуцированную, упрощенную, обедненную, но все же этику), к, выражаясь современным языком, "отморозкам", которых от совершения подлости, преступления, греха удерживает исключительно страх наказания. А если приговор уже вынесен, то чего мелочиться-то... Грехом больше, грехом меньше, все равно ничего не изменить. Ну так хоть погуляем как следует напоследок. Вас не мутит от такого образа феанорингов? Меня тоже...
И подумалось мне... А ведь Профессор в который раз оказался глубже своих читателей. И слова Намо для феанорингов стали не проклятием (как мы привычно их называем), даже не пророчеством... Они стали для сыновей Феанора почти благословением...
Не верите? Смотрите сами. Представьте себе, что Валар промолчали после Резни или, того хуже, напутствовали феанорингов пожеланием искупать свое преступление борьбой с Врагом. А ведь феаноринги уже в крови по уши и что-бы там ни сказали Валар, они не могут не понимать, что совершили преступление, страшное и отвратительное, встав на одну доску с Мелькором (а если говорить о том Мелькоре, которого они знали лично, а не о том, которого знали из рассказов Валар, так и на пару порядков хуже, ибо Мелькор убил лишь одного Финве, а сколько Телери было убито в Альквалондэ?..). Как тогда им воспринимать спокойствие Валар?
Именно. И если оригинальный тактический ход, примененный в Альквалондэ прошел, отчего бы не применить его еще раз? И еще, и еще... И запылал бы Дориат на пару веков раньше, да и не только Дориату досталось бы...
Но Намо поступил иначе. Он закрыл феанорингам путь назад. Обесценил любые их будущие добрые дела. И через это - придал этим делам ценность неимоверную. Для феанорингов добрые дела стали предельно добровольным деянием. Отказ от них не принесет для феанорингов не принесет по-большому счету никакого ущерба. "Заране Валар мы осуждены", для союзников-эльфов феаноринги так и останутся убийцами альквалондских телери и потому, если феаноринги все же совершают добрые поступки, то совершают их не для кого-то. Для себя. И тем мостят себе дорожку к покаянию... К освобождению от власти Клятвы и Проклятия.
Увы, недомостили. Что, впрочем, не мешает в очередной раз от всей души поклониться профессору Толкиену, создавшему такой сюжет, дающий больше вопросов, нежели ответов и заставляющий задуматься...
13-17.11.05
Размещено: 06.02.06