Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Злобный Арфинг

Финрод Фелагунд – Суперзвезда

(Оригинал текста размещен в Архивах Средиземья)

Нет, правду умные люди (эльфы, гномы, орки, назгулы, кендеры – ненужное зачеркнуть) говорят – кем родился, тем и помрешь. Я изначально себя считала назгулом (спасибо любимой сестренке!), потом, прочитав «Лэйтиан» и «Хроники Дома Финарфина», прониклась Финродом и заделалась эльфом. Но темная сущность и по сей день себя проявляет как только может.

Это я к чему? Да к тому, что особо просветленным эту статью лучше не читать. Правда. Ее автору, хоть он и Кольцепризрак, тоже жить хочется.

Сразу предупреждаю, что никакой фактологии вы здесь не найдете, это сугубо философское размышление, иногда еще и не в тему, заявленную в заголовке (а что, хорошо звучит? Или вы Уэббера не любите?). Любителей фактологии и тех, кто ничего не знает о Финроде помимо написанного в «Сильмариллионе», «Лэйтиан» и Athrabeth Finrod ah Andreth, отсылаю к черновикам Профессора и статье Эйлиан «Размышления на тему: кто такой Финрод Фелагунд и зачем он нужен». Право слово, лучшей публицистики по Финроду я не читала и, наверное, не прочитаю.

Собственно, я не собиралась излагать свои размышления на эту же тему. В чем-то я с Эйлиан согласна, а в чем не согласна – это мое личное дело. И взяться за перо (а точнее, сесть к компьютеру) меня заставил роман Ольги Брилевой «По ту сторону рассвета» (не читали? Ну и правильно) и парочка шедевров примерно той же направленности. Разбирать эти опусы досконально у меня и в мыслях нет – если я сейчас начну писать рецензию на «По ту сторону рассвета», я просижу за столом до Второй Музыки, и получившаяся рецензия по объему будет соотноситься с ПТСР, как «Кольцо Тьмы» – с «Властелином Колец». К тому же это просто неинтересно. Так что я намерена всего лишь попытаться объяснить, почему именно Финрод так популярен. А при чем здесь ПТСР? Да так просто, к слову пришлось. Идею подало.

Роджер Желязны, творец Амбера, был гением. Помните бури в отражениях, Ганелона, который на самом деле Оберон, принца Корвина, поддающего на собственной могиле и прочих? Интересный мир, что ни говори. К чему я здесь припомнила Амбер? А он мне всегда вспоминается, когда я фанфики читаю. Ну ладно, не будем брать Гортхаура и Гортхауэра, этот пример уже всем оскомину набил, а вы сравните, к примеру, Финрода у Эйлиан и Брилевой. Если они еще и встретятся – чистый Амбер получится. Кстати, это неплохой прием при чтении некоторых фанфиков – считать их героев «отражениями» толкиеновских. Вот Финрод в ПТСР– такое «отражение». Для меня, во всяком случае, – я знаю и таких толкиенистов, которым ПТСР нравится. Что ж, на вкус и цвет товарищей нет. И это даже очень хорошо, а то бы мир стал скучным.

Отражения отражениями, но Финрод у Брилевой не нравится мне не тем, что он на толкиеновского не похож. Нет, похож-то он похож, внешне, по крайней мере. Кстати, думаю, Толкиена многие именно за это и любят – нет у него конкретных, до черточки, описаний героев. Ну, скажем, Лучиэнь в «Лэйтиан»: коротко стриженые темные волосы, серые глаза… Художники, вперед! Знаете, сколько можно девушек нарисовать с темными волосами и серыми глазами? Простор творчества, полет души и фантазии! Да ерунда все это, не во внешности дело.

«А правда ли, что у него ресницы, как у девушки?» – спросила у меня как-то знакомая орка…

Это я отвлеклась. Первое, но не последнее отступление от темы. Так вот, оставим в стороне вопросы внешности – это дело вкуса, знаете ли. Главное в человеке – душа! Так что те, кто назгулов людьми не считает – они ошибаются. Души у Кольцепризраков были. У них тел не было. Улавливаете разницу?

И вообще, назгул – такой же человек, как мы. Только умеет больше. А вот жить не умеет. Так кто же это умеет, жить-то?! Если вы знаете кого-то, кто умеет жить – дайте его координаты мне. Вознаграждение гарантируется. Отдам Сильмарилл после победы над Морготом.

Но это о людях. О них я как-нибудь отдельно напишу, тем более что мне тут попалась довольно завлекательная книжка некоего Николя Бонналя, страстного эльфомана, обвинившего Профессора в антропофобии. Но у эльфов тоже душа главное. Ну, хотя бы тот же Athrabeth почитайте.

Так вот ПТСРовский Финрод не нравится мне именно в этом отношении.

Давайте всмотримся повнимательнее в Финрода «Сильмариллиона», «Лэйтиан» и Athrabeth. Вроде бы ничего особенного он собой не представляет, единственное, что его выделяет, – именно его королевство самое большое из всех нолдорских королевств в изгнании. И на карту глядеть не надо, это в «Сильмариллионе» сказано – глава 17, «О Белерианде и его королевствах». А если оставить в стороне географию, то тут же обнаружится, что Финрод совершенно не похож на своих двоюродных братьев. Представьте себе, что бы было с Эдайн, встреть они в лесах Восточного Белерианда, например, Куруфина, у которого был скверный характер, или, допустим, Фингона. Минуточку. Обмозгуйте как следует: король Нарготронда, правитель самого большого королевства по эту сторону Белегаэра, – шляется по лесу! Один!

Голос из зала: и без охраны…

А что, верно. И без охраны. Забудем на время всевозможные анекдоты, как Финрод уходил в Оссирианд пить с Маэдросом и Маглором. А скажите, стал бы даже Маэдрос с людьми так разговаривать?

Опять же, смотря чей. Маэдросов много. Я знаю троих.

И нигде, нигде в «Сильмариллионе» нет изображения Финрода на троне! И в других произведениях Профессора нет. И в собственном королевстве он всего два раза упоминается – в 15 главе, когда говорит с Галадриэлью, да в 19, когда встречает в Нарготронде Берена. При том, что Тургон за полтыщи лет только один раз вышел из Гондолина – на битву Нирнаэт Арноэдиад. Не буду размышлять о морально-этической стороне такого поведения, хотя, имхо, это форменное свинство.

А корона Нарготронда – она упоминается в «Лэйтиан» в тот момент, когда Финрод ее бросает на пол. Мне, кстати, безумно нравится этот эпизод: «бросив шлем Нарготронда из серебра…» Получается, что даже короны как таковой у него не было! А еще в начале поэмы сказано, что Финрод, отдав Барахиру свое кольцо, «на юг поспешил к Нарготронду затем, / где он носил, как корону, свой шлем». За точность цитирования не поручусь и заранее извиняюсь перед леди Ольвен, если где-то ошиблась.

Так что… Как король, Финрод не похож ни на кого. На память приходит разве что принц Эдмунд, но он совсем из другого мира.

В ранних версиях «Лэйтиан» Барахиру в дружбе и помощи клялся Кэлегорм. Но скажите, что бы он сделал, если бы к нему пришел Берен и объявил, что, так-то и так-то, мне нужен Сильмарилл, и твоя помощь, чтоб этот Сильмарилл добыть. Ну, не надо сразу кричать, что Кэлегорм вышвырнул бы визитера за ворота. Лично мне кажется более вероятным предположение, что Кэлегорм бы отправился с Береном, помог бы ему по мере сил, а потом отобрал бы этот Сильмарилл – Клятва, однако. «Семерым завещал отец / дострадать за него на свете…» А Финрод? Сами подумайте: ему этот Сильмарилл нужен? А зачем? Чтоб с сыновьями Фэанора потом воевать?

К тому же, он же прекрасно знает, что он-то Сильмарилл не увидит!

И получается примерно следующее: какой-то бродяга (называть вещи своими именами – ох, как это опасно! Еще двуручником деревянным получишь…) приходит в Нарготронд – да как он там вообще оказался? Если бы из Дориата шел в Ангбанд, близко бы к Нагорью Охотников не подошел, – и напоминает королю: вот он я, мне помощь нужна – я влюбился, а чтобы на любимой девушке жениться, мне нужен Сильмарилл.

И король бросает свою корону и уходит с этим бродягой в компании десяти самых верных своих воинов. А эти-то здесь причем? Финрод давал Барахиру клятву, и его долг теперь – эту клятву сдержать («Нарушайте вы клятвы, а мне же пора, / царство покину, чтоб клятву держать…»). А тому же Эдрахилу какое до этого дело?

Простой ответ – а никакое.

А потом? А потом эти десять гибнут в пасти волколака, и последним погибает Финрод, спасая Берена. Блин, а здесь в чем смысл?!

Прошу прощения за не слишком литературное выражение. Не удержалась.

Почему прекрасный и благородный эльфийский король отдает свою жизнь ради какого-то адана? Он ему сын или брат? Да нет, просто Финрод дал клятву. Он ее сдержал. Такой вот ценой. А фэаноринги тоже в конечном итоге свою клятву сдержали. Разрушив Белерианд, убив тьму народу всех рас, а Сильмариллы все равно от них ушли. Один – посмотрите на закатное небо, вон он там, и до сих пор сияет. Видимо, тяжело было Валар видеть в Валиноре этот камень. Второй Маэдрос в пропасть бросил, да и сам туда же сиганул. Маглор свой в море кинул, и «скорбные песни и ныне поет». Было бы смешно, не будь так грустно. Честное слово, когда Горлум в Ородруин свалился, это и то было поосмысленнее. Хотя все равно его Фродо пожалел, и мне его жалко. А вообще, он счастливым погиб. «Прелесть» же получил, как ни крути.

Но вернемся к нашей теме. Получается, что герои «Лэйтиан» в своих поступках руководствуются исключительно чувствами. Береном движет сначала Судьба, потом любовь. Финрод идет с Береном на север, чтобы сдержать клятву (NB. А представьте, если бы он не ушел. Так-то нарготрондцы пошумели, покричали, что «Финарфин – не бог, <…>, и Финроду тоже тут богом не быть», а потом… «Мы виновны пред тобой, но пора пришла / научиться понимать тебя, наш Король» . А если бы он остался? Не могу, не хочу и не буду отвечать за всех нарготрондцев, но я бы незамедлительно переквалифицировалась в фэаноринги. Или в нолфинги). Даже Кэлегорм, намеренно вводя в заблуждение Лучиэнь, движим любовью. Пусть и такой – но любовью. Короче, есть одно-единственное существо, которое там расчетом руководствуется, и именно это существо в итоге оказывается в луже. Я про Саурона говорю. Вот замечательное «отражение» толкиеновского Саурона – Саурон в «Ab surdo» Лоры Бочаровой.

И никаких «камней судеб Арды»! Берену нужен Сильмарилл, чтобы жениться – он его и получает, и именно для этой цели. Иначе бы он его просто не добыл.

Вроде бы все понятно, но нет. Есть такие экземпляры, которых хлебом не корми, дай только подвести подо что-нибудь логическую базу. Иногда они в этом достигают таких высот, что простым смертным (и бессмертным) надо на Барад-Дурскую колокольню влезть, чтоб с этой высотой сравняться. Но за отсутствием таковой колокольни приходится оставаться такими «темными»… Не в смысле сторонниками Моргота-Саурона, а просто необразованными.

Признаться честно, «По ту сторону рассвета» я полностью так и не осилила. Не люблю я книги, на каждой странице которых приходится краснеть и оглядываться – а не стоит ли рядом кто. И выражансы, которые герои употребляют… Ольга ухитрилась даже эльфов-Нолдор обучить ненормативной лексике! Шляпы не ношу, только поэтому не снимаю. Но вот то, что там про Финрода – это я прочитала. Специально листала книгу (вернее, просматривала вордовский файл) на предмет поиска эпизодов про Финрода. Когда-то так же читала сначала «Лэйтиан».

Так вот. Не надо мне говорить про Роганов, я их от Рованов не отличу ни за что, даже за Сильмарилл. Но с философией я ознакомилась, потому что философствует там преимущественно Финрод. А теперь… Поклонники Брилевой, пожалуйста, найдите в правом верхнем углу экрана кнопочку с крестиком и нажмите на нее. Для вашей же пользы. Так, а когда здесь остались те, кому ПТСР не нравится, мы с вами поговорим по душам.

Есть в Ольгином Финроде одна черта, которая вызывает у меня черную зависть. Это уму непостижимое умение скрывать свои чувства под маской полнейшего равнодушия. О-ой! Щас умру от зависти! Я, девушка вообще-то интеллигентная, как все петербуржцы, так бы не смогла. Саурон бы узнал о себе много нового и интересного. А я о нем много чего знаю, по одной из моих квэнт, он меня и создал.

Но эта же черта с ее производными вызывает и раздражение. Это просто не мой король. Ну абсолютно не понимаю, почему правитель обязан знать все и руководствоваться в своих действиях могучими расчетами. Ау, читатели! Скажите по правде, вы поняли, о чем там Маэдрос c Фингоном и Финродом говорил?

Когда Татьяна Егорова, возлюбленная Андрея Миронова, в разговоре с матерью Андрея, Марией Мироновой, сказала, что политика – дело тонкое, Мария Владимировна ответила: «Вы когда-нибудь видели *** у комара? Нет? Так вот политика – это еще тоньше».

Если кто-то все-таки понял (нет, не перепились еще гении на Руси!) – скиньте мне популярное объяснение на мыло, если не трудно.

Кончаем трепаться, ближе к делу. Финрод у Ольги – это какой-то гибрид Намо Мандоса с персональным компьютером начала XXI века Седьмой Эпохи. Король Нарогарда просто ни шагу не ступает без серьезнейших раздумий. Он знает все и обо всем, и подданные такого короля могут спать спокойно – государство о них позаботится. Скажите, вам такой правитель никого не напоминает? Мне вот напоминает. Был такой – его чуть ли не за несколько лет предупреждали, а он отвечал, что сам прекрасно знает. Вы знали, что первые дни войны Сталин сидел безвылазно в своем кабинете и пил?

И конечно, Ольгу и других авторов ПТСР не могло устроить такое простое объяснение поступку Финрода, как его клятва Барахиру. Отсюда – Древняя Надежда, terkenye и прочее. Жаль, хорошая была песня у Blind Guardian – Thorn. А перевод на оригинал не похож.

Окончательно я обозлилась на Ольгу и Ко где-то к середине главы 17. Хорошенькая там получалась картинка: эльфы-спутники Берена и Финрода по очереди отправляются к Мандосу, а Финрод сидит себе в уголочке и думает, как бы ему все-таки осуществить свой план. И тихо радуется, что его Саурон оставил на закуску. Даже в «Черной Книге Арды» он больше переживал о своих спутниках!

Кстати, о ЧКА. Как канонической толкиенистке, мне, наверное, не пристало признаваться в том, что я к апокрифам отношусь толерантно, а кое-что даже очень люблю. В ЧКА я очень люблю «Нарн ин-Аэгнор» и «Алхор-Эрн» («Одинокий волк – это круто, но это так, сынок, тяжело. Ты владеешь всем миром как будто – и не стоишь в нем ничего»). А вот «И-Линн» не люблю. Хотя в этой главе можно обнаружить немало интересного. Скажем, сам факт того, что Саурон, оказывается, не скармливал пленных эльфов волколакам. Конечно, «за кадром» он с ними что угодно мог сделать, и даже похуже чего (знаем мы этого черного и пушистого Тэвильдо), но «в кадре» ничего такого нет. Прокурор и тот не придерется… Я в свое время немало поизвращалась над поединком Финрода с орком, но тут речь не об этом. Согласитесь, такое вот отступление от текста Толкиена (при том, что авторы ЧКА старались свести противоречия к минимуму, а имеющиеся как-нибудь объяснить для Арды) о чем-то говорит. А сам образ Финрода в ЧКА весьма интересен. Вспомните главу о Маэглине, не помню, как уж она там называется. Вроде бы, по логике, «темные» должны Маэглина благодарить – он же им Гондолин сдал. Ан нет, к Маэглину отношение – как к предателю, а вот о Короле Фелагунде в ЧКА говорится с ого-го каким почтением и благоговением. Что означает, что верность, «высоким штилем» выражаясь, своим знаменам, суть ценность непреходящая и всеми одинаково уважаемая – что светлыми, что темными, что серо-буро-малиновыми в крапинку.

Вопрос: зачем все это было надо? К чему объяснять все поступки героев расчетами? Оставьте расчеты Намо Мандосу. Финрода Толкиена любят (многие, во всяком случае. Я знаю еще пару ребят, которые придерживаются такого же мнения) именно за то, что он спас Берена не потому, что чего-то хотел с его помощью добиться. Финрод же не мог в подвале Тол-ин-Гаурхота знать, что к острову придет Лучиэнь. Ой, вот только не надо мне пудрить мозги про осанвэ! Я в телепатию верю, на себе проверено, но в «Лэйтиан»-то ничего такого нет! Там именно сказано: «Фелагунд, верный клятве…» А, ладно, мне это надоело. Я лучше перечитаю еще раз «Его силой был свет» – замечательно сказано, лучше не получится – и не пытайтесь.

Резюме: Финрода любят не за то, что он такой из себя белый и пушистый. Его любят за то, что он, подобно Иисусу Христу, отдал свою жизнь ради спасения человека. Пусть не всего рода человеческого… И пусть это сравнение не покажется вам кощунственным. Сравнения толкиеновских героев с библейскими персонажами уже давно стали обычным делом. Эльфийскую песню-обращение к Элберет сравнивали с католическим гимном Мадонне; описание Галадриэли глазами Сэма и Фродо – с самой Девой Марией. Неудивительно: Толкиен сам был христианином, и хотя его мир – фэнтезийный, в нем не меньше христианского, чем в Нарнии Клайва С. Льюиса. Может, даже и больше.

Признайтесь честно: если бы Финрод благополучно вернулся из своего похода с Береном, если бы им удалось вернуть все три Сильмарилла и каким-то образом примириться с сыновьями Фэанора – Финрод не был бы тем Финродом, которого так любят в фэндоме. Он был бы обычным королем эльфов, и был бы, разумеется, героем – как Фингон, спасший Маэдроса из Ангбанда. Но, повторюсь, это был бы уже не тот Финрод. И он бы не заслуживал и половинной доли нашей любви к нему.

Ну зачем же сразу за деревянные мечи хвататься – я что, неправа?

Размещено: 03.07.05