Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


А. Соловьев

О страстях людских
или
не играйте в игры со злом

(рецензия на роман Натальи Некрасовой "Великая игра")


Если сказать в нескольких словах о чем новая книга Натальи Некрасовой "Великая игра", то эта книга о страстях людских. Впрочем, это слишком мало. Слишком мало сказано для романа большого как по объему, так и по глубине образов и жизненных реалий. Впрочем, обо всем по порядку.

Роман является, по крайней мере сюжетно, продолжением "Исповеди стража". В этот раз Стражу Галдору в руки попадает дневник личного секретаря одного из назгулов. Впрочем Галдору открывается лишь небольшая часть того, что узнает о назгулах читатель. Хотя выдержки из дневника секретаря являются весьма лаконичным и полезным комментарием к девяти новеллам, объединенным общим сюжетом и некоторыми героями. Хотя каждая из девяти историй является логически завершенной отдельной повестью.

Действие "Великой игры" происходит в мире, изначально придуманном классиком английской литературы Толкином. Многие сразу же могут сказать, что очень легко пожинать плоды чужой славы. Однако тут не все так просто. Как и для многих других талантливых писателей место действие для Натальи является именно полем битвы, воплощением собственных философских идей. С таким же успехом Наталья могла создать собственный мир, где так же сражались, страдали, искали власти и могущества люди. Что ей и удалось в "Повести о последнем кранки" и "Мстящих бесстрастно". Но игра на чужом поле намного сложнее, а потому и интереснее. Тем более Средиземье давно уже стало достоянием всех любителей фэнтези и Нуменор, Харад, Умбар - названия вполне привычные для уха не только ярых толкинистов, но и просто тех, кому интересен мир, созданный Толкином. К тому же Наталья сознательно усложнила правила игры на чужом поле.

Она выбрала такие места и временные рамки, которые даже в черновиках Толкина разработаны весьма поверхностно. Более того, в "Великой игре" описываются страны и народы, которые вообще не попали в поле зрения Толкина. Впрочем, описываются - это мягко сказано. Натальей тщательно проработаны религиозные обряды, одежда, устройство городов и селений и главное повседневная жизнь людей.

Пускай в некоторых из них без труда можно узнать элементы культур и эпох нашей родной Земли. Но, с другой стороны, в странах и народах, тщательно разработанных Толкином так же невооруженным глазом видно черты культур северных и западных европейцев. К тому же в своих письмах Толкин не раз говорил о том, что на создание Средиземья его вдохновили исландские саги и финская "Калевала".

Но все-таки совсем ли Средиземье мир "Великой игры"? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Поскольку "Великая игра" является сюжетным продолжением "Исповеди стража", то в ней так же существует текст под названием "Черная книга". "Черная книга" - это хроники событий первой эпохи Средиземья. Но в отличии от "Сильмариллиона", который является эпосом эльфов нолдор, "Черная книга" написана проигравшими, то есть людьми, воевавшими на стороне тьмы.

Глобальные и наиболее значимые события обоих хроник в большинстве своем совпадают, но категорически не совпадает их оценка. Если в эпосе нолдор Мелькор предстает вселенским злом, то в черных хрониках он благодетель человечества и Средиземья. Казалось бы две таких радикально противоположные позиции невозможно соединить в одном романе. Но Наталье это с успехом удалось. Итак "Великая игра" - это мир, где не только реально существует, но и вполне мирно уживаются "Сильмариллион" и "Черная книга". Но с одной большой оговоркой. Обе этих хроники - эпос ушедших, незапамятных времен первой эпохи. Причем многие события, описанные не только в "Сильмариллионе", но и в "Черной книге" реально имели место. Но поскольку предания - это произведения возвышенные, где роль многих событий преувеличена или же истолкована в пользу проигравших либо победителей.

Так, например, в мире "Великой игры" оживают отголоски легенд "Черной книги" о крепости Мелькора Аст-Ахе, девяти знаках силы, хранители которых разбрелись по миру. Таким образом, автор подводит читателя к простой, но в тоже время очень правильной, на мой взгляд, мысли. Черные хроники - это не ложь врага, созданная исключительно с целью сбить с истинного пути светлых людей. Отнюдь нет. Это просто восторженный взгляд из окружения Мелькора на его позицию и поступки. Если провести параллель с любым земным правителем, многих из которых одновременно считали праведниками и воплощением зла, то мы увидим тоже самое.

О самом способе развенчания мифа рассказано ближе к концу романа в записках секретаря, который критически анализирует текст, в шутку написанный для него назгулом в манере "Черных хроник".

В общем-то хотелось отметить мужество Натальи. Не каждый современный автор отважится публично критиковать собственное произведение. Ведь "Черная книга" - это ни что иное, как переработанный роман "Черная книга Арды", написанный в соавторстве с Натальей Васильевой.

"Черная книга Арды" в первоначальном варианте была опубликована десять лет назад. А для человека, тем более писателя - это огромный период. И судя по реалиям "Великой игры" он прошел для Натальи в глубоком переосмыслении своего творчества и переоценки ценностей. И самое главное, чем буквально пропитана вся "Великая игра" - это осмысление, именно зрелое осмысление и понимания роли человека в Божественном замысле. От молитвы нуменорцев, так поразительно похожей на "Отче наш", до действительно философской христианской концепции права выбора человека между добром и злом.

И действительно очень важная составляющая "Великой игры" - это именно осознанный выбор человека между добром и злом. В "Великой игре" зло не заставляет человека подписывать с ним контракт кровью, потому что в Средиземье слово имеет гораздо большую силу. И чтобы совершить сделку со злом достаточно всего лишь сказать слово "да". И от понимания этого становится действительно страшно. Страшно от одной только мысли, что мы в нашем реальном мире, где-то сказав кому-то "да", можем реально вступить на путь зла.

Именно обыденность передачи кольца - символа сделки со злом и одновременно олицетворением земной власти больше всего завораживает и пугает в романе. Нет, никого торжественно-мрачного черного зала. Есть всего лишь двое: один отдает кольцо - другой берет. И этим самым автор подводит читателя к очень важной мысли. Зло рядом, оно везде: за поворотом московской улицы, да просто за окном. И сделку со злом можно заключить в обычной чебуречной, но ее смысл и значимость от этого не изменится.

Само зло, вернее его реальное воплощение майа Саурон, разработан автором очень подробно. Самое важное - зло вполне реально и даже привлекательно на вид, что делает его еще более опасным и страшным. Зло приходит именно тогда, когда казалось бы нет надежды на светлые силы, к тому же оно практически не лжет, а именно искажает, ставит все под нужным ему углом. Оно говорит больше о том, что человек получит, но редко о том какие негативные последствия это может вызвать. И в этом и заключается главная ловушка для будущей жертвы. И очень важно, что автором как бы не неназойливо, но все-таки довольно часто рассматриваются самые важные, на мой взгляд, отрицательные качества Саурона - безмерная гордыня и самоуверенность. Качества, из-за которых он и проиграет свой главную войну.

Так кто они, люди, ставший назгулами, призраками кольца и слугами зла? В девяти новеллах мы встречаем девять совершенно разных по судьбе, культуре, мировоззрению и социальному происхождению людей. Среди назгулов есть шаман из степи, ученый, раб, скиталец из упомянутой в "Черной книге" Земли у Моря, где не знают оружия, и даже талантливый нуменорский полководец. Но что привлекло именно в этих людях Саурона? Что заставило сплотить именно из них девятку назгулов?

На первый взгляд - это совершенно разные как по социальному статусу, так и по внутреннему миру люди. Но если присмотреться к ним внимательнее, то можно увидеть некоторые общие черты. Все они как бы выпадают из окружающего их общества В силу ли их собственной позиции или жизненных обстоятельств это не так важно. Важно, что все описанные автором культуры и страны носят коллективный характер уклада жизни и любое отклонение от нормы становится для окружающих или великим благом, или великим несчастьем. А чаще всего и тем, и тем одновременно.

Такие люди добиваются твердого положения в обществе, но тут же наживают себе множество недоброжелателей. К тому же все девять будущих кольценосцев - это яркие индивидуалисты. Они хотя видеть мир именно таким, каким он им нравится, а если окружающая действительность их не устраивает, то они всеми силами стараются перестроить ее под свои нужды, нередко оправдывая свои поступки тем, что заботятся о благе других. Те же черты только в более громадных, даже гипертрофированных масштабах мы видим у Саурона. И главное - все девять будущих кольценосцев, как и их повелитель страдают непомерной гордыней. Им не хватает простора для их замыслов, они уверенны, что рождены для более великих свершений. Им не хватает силы, не хватает знаний, а главное им мало отмеренного человеку жизненного срока. И есть еще очень важная общая черта у этих девяти пока еще людей: они не способны любить никого кроме себя. Даже казалось бы чистая и пылкая любовь героя новеллы "Игра без правил" всего лишь маска. Маска самолюбия и желания сделать все и вся своей собственностью. Таким образом, Саурон получил фактически уже подготовленных к служению злу людей.

Но так ли действительно плохи главные герои всех девяти новелл? Действительно ли они были всего лишь рождены для служения злу? Нет. Автор это неоднократно подчеркивает. Те качества, с которыми они пришли к служению злу, он сами сознательно в себе культивировали. И если внимательно следить за развитием сюжета всех девяти новелл, то можно с легкостью представить совсем других людей: более человеколюбивых, более чутких и самокритичных, а главное смиренных перед высшим замыслом Творца. Но, увы, человек слаб, а особенно он слаб перед великими соблазнами. Но даже в конце пути, перед тем как надеть кольцо каждому из них предоставляет последний шанс. Шанс, который реально можно использовать и отринуть посулы зла. Путь этот во много раз тяжелее пути зла и в большинстве случае ведет к гибели, но к гибели телесной, но не гибели бессмертной души.

Но по силам ли устоять человеку перед могущественным, нечеловечески злым разумом? Казалось бы из всех девяти новелл следует, что это сделать невозможно. Но это далеко не так и автор это подчеркивает еще в самом начале книги очень важным эпизодом отказа харадского правителя от кольца. Результат логичен и вписывается в рамки общей концепции книги. Герой погибает. Но что ждет его по смерти? Во-первых, он спасает свою бессмертную душу, а во-вторых, что тоже немаловажно - он сохраняет по себе добрую память своих подданных и их потомков.

Интересно и философское построение книги как игры. Идея эта не нова в литературе, но подана автором оригинально. Сами герои пытаются разыграть свою судьбу в противоборстве с высшими силами, но в итоге оказывается, что они "пешки лишь, а опытный игрок…" Философская мораль этого построения очень проста - нельзя заигрывать со злом. У него так же невозможно выиграть как у игрального автомата. И не важно играл ты по правилам или без правил. Результат один и тот же. Единственный путь - это отказ от любых, путь даже на первый взгляд невинных игр со злом.

Итак, подведем итоги. Книга автору действительно удалась. И в этом нет ничего удивительного, поскольку Наталья тщательно проработала как сюжетные линии, антураж окружающего мира, так и образы героев, которые сразу же легко запоминаются. Но главное автору все это удалось нанизать на стержень своей оригинальной, глубоко и не раз обдуманной философской концепции. И самое главное "Великую игру" ни в коей мере нельзя относить в ряд еще одного апокрифа или продолжения "по Толкину". Поскольку будь на то воля, автор с легкостью перенес бы действие в любой другой мир. Однако в знакомых практически каждому поклоннику фэнтези реалиях Средиземья личностный конфликт получился более острее и ярче.


Антон Соловьев
Vsadnik2000@list.ru

Размещено: 19.06.05