Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Вальрасиан

Три впечатления от второй трети фильма


Посмотрел я намедни "Две крепости". И хотя впечатления от оного просмотра мало отличаются от впечатлений, отраженных в уже имеющихся рецензиях, отзывах и спойлерах, вставить свой вяк тоже хочется. Чем и займусь...


Итак, впечатление первое. "Две крепости" мне понравились заметно больше нежели "Братство Кольца". Нет, не из-за высоких художественных достоинств, все банальней и проще. Во-первых - от "Братства Кольца" я ожидал многого и хорошего. Не получил. Расстроился. От "Двух крепостей" после первого фильма и многочисленных ругательных рецензий я ждал многого, но плохого. Как ни странно, получил заметно меньше, чем ждал. Что не может не радовать. А во-вторых - сказались таки различия в месте действия фильмов. Государства людей - Рохан и Гондор ближе к нашему миру, чем Ривинделл или Лориен, и обеспечить минимальную адекватность их изображения все же попроще...


Впечатление второе. Работа над ошибками была проведена. Питер Джексон не только выслушал, но и учел по меньшей мере часть претензий, растиражированных в рецензиях, отзывах и статьях. В "Двух крепостях" уже не все орки похожи на некачественно поднятых зомби с отвисшими клочьями гниющей плоти. Значительная часть саруманова воинства теперь смахивает на сильно уродливых людей в сильно уродливой боевой раскраске, что в большей мере соответствует первоисточнику, да и с эстетической точки зрения более цельно.

Притчей во все языцех стала склонность компьютерных кудесников Джексона маскировать плохо замазанные щели в верстке сцен ослабленным освещением и приближением камеры непосредственно к центру действия. В "Двух крепостях" этого уже практически нет. Битва с Волчьими всадниками, осада Хельмовой Пади, передвижения многотысячных отрядов воинов - качественное изображение действительно создает впечатление эпичности событий, происходящих на экране. То самое впечатление, на которое только намекала битва Последнего Союза в прологе "Братстве Кольца". Если так пойдет дальше, у нас есть шанс увидеть по-настоящему красивые и эпичные битву на Пеленнорских полях и битву у Черных Врат...

Не осталась без внимания и критика со стороны фэнов, недовольных выхолащиванием живого толкиеновского мира, его превращением в сцену для очередного голливудского экшна. В фильме появились упоминания о меарасах и особенностях гномьей биологии. Явным извинением перед фэнами, огорченными исчезновением Тома Бомбадила, стало упоминание о Древлепуще...


В общем-то "Две крепости" могли бы получиться не хуже "Братства кольца". Если бы не...

Впечатление третье. В фильме появилось много нового, необычного, неожиданного и не слишком радующего взор поклонника книг Толкиена. К примеру, гениальная в своей маразматичности сцена изгнания духа Сарумана из Теодена или загадочное превращение Гимли с Древобородом в комических персонажей.

Странные мутации произошли со средиземской фауной. Олифаны с выглядят ожившими иллюстрациями Вальехо, а варги - живым опровержением народной мудрости "Сколько волка не корми, все равно морда как у медведя не будет (ибо при всех поправках на специфику магического мира рыжая тварь с пропорциями не то перекормленного сербернара, не то вставшего на четвереньки медведя не может быть волком. Фенотип не тот, научно выражаясь...). Как представлю я себе этих варгов и олифанов на Пеленорском поле. Пожалуй, мои ожидания из впечатления второго были поспешными...

Реалии Средиземья претерпели и некоторые иные изменения. Око Саурона обзавелось графическим образом. Висит себе над самой высокой башней Барад-дура этакий сгусток багрового пламени с вертикальной чертой посредине... На мир смотрит. Хоббитов пугает. Мертвецкие болота заселились Умертвиями, надо полагать, переползшими из отсутствующих в "Братстве кольца" Могильников.

Демография Рохана загадочна и труднопредсказуема. Численность защитников Хельмовой Пади, включая детей и стариков, составляющих народное ополчение Рохана, как выяснилось, составляет 300 человек (это не я сказал, это Теоден. Он мудрый, ему виднее). При этом, численность отряда Эомера, появляющегося на сцене несколько позднее, составляет по меньшей мере сотни полторы. То бишь непослушный королевский племянник увел за собой почти всю армию Рохана? Ай молодца! Даже я от Эомера подобной шустрости не ожидал. (вопрос о численности населения Рохана и том, сколько же роханцев тогда появится на пелленорских полях оставляю на усмотрение читателя).

Баги мелкие, не неприятные... То Гэндальф обмолвится, что бродит по Средиземью триста людских жизней (даже если предположить, что Митрандир задумался о странствиях в тех местах, где его называли Инканусом и взял среднекхандскую продолжительность жизни... 300 х 30 = 9000 лет. Многовато). То роханский стражник заявит "по приказу Гримы Гнилоуста" (ох, услышит Грима, воспользуется служебным положениям для отмщения за поганое прозвище...). То еще что-нибудь произойдет...

Про сюжетную отсебятину (будь то притаскивание Фарамиром хоббитов в Осгилиат или появление эльфов на стенах Хельмовой Пади) не говорю. Слепой не увидит, глухой не услышит, лишенный доступа к сети не прочитает...

И что самое обидное - ну не понимаю я, зачем все эти нововведения были нужны. Я ж не ортодоксальный толкиенист, отстреливающий извратителей колец и соцветий... Кино - особый жанр, у него своя специфика. Инвесторы требуют возвратности средств, а значит приходится думать и об экономии ресурсов и об соответствии вкусам среднестатистического покупателя попкорна.

И потому вполне можно понять появление болотных огней в виде газовых факелов, клонированных методом past/copy лориенских эльфов, мелкие прикольчики с орками и Горлумом. Клонирование сюжетной линии с гибелью и воскресением Гэндальфа (падение Арагорна в овраг) или резко усилившиеся маскировочные свойства лориэнских плащей в принципе тоже можно понять (саспенс, саспенс надо же откуда-то создавать...). И даже акцентирование окололюбовных линий (домогательства Гримы до Эовин, ностальгические воспоминания Арагорна об Арвен...) тоже объяснимы. Зритель должен иметь возможность пустить слезу...

Но зачем была нужно было вселение Сарумана в Теодена, какую маркетинговую выгоду могут принести уродливые тонконогие олифаны, зачем придумывать далекую от изящества отсебятину с походом Фарамира в Осгилиат... Не понимаю я... Логики не чувствую.

И это пугает. Ибо в третьей части мы можем вместо (или вместе) с эпической Пеленорской битвой получить приход хоббитского ополчения к вратам Мораннона, расстрел Ангмарца из восьмиствольной гондорской катапульты (возможно даже это сделает Эовин, чтобы не слишком уходить от текста) или эротическую сцену с участием... мнэ, Полуэкт... вариантов слишком много и трудно сказать, какой экзотичней.


Такие вот двойственные впечатления.


Размещено: 28.05.06