|
Вальрасиан
Итак, начнем с изложения некоторых странностей, неоднократно вызывавших дискуссии.
Сразу обратим внимание, что эти существа, одаренные значительной мощью, функционально весьма ограничены по сравнению с известными нам Айнур. Ауле мог отойти от горна и участвовать в битвах с Мелькором, Саурон мог на долгое время стать Творцом и Учителем, забыв о войнах и Власти. Валар и майар меняли места проживания, имена, занятия, цели и средства их достижения, но тем странным созданиям, о которых идет речь этого не дано. Привязан к своему лесу Том Бомбадил, во все века был неизменным Карадрас, вряд ли подвержена изменениям и Унголиант.
А теперь попробуем понять, какова же природа этих загадочных сущностей.
Тексты Профессора не дают достаточного ответа на этот вопрос. Зато, неожиданную подсказку мы находим у совсем другого автора - Фомы Аквинского. (Напомню, что неотомизм, опирающийся на работы Фомы Аквинского является официальной философией католической церкви, а согласно профессору "Властелин Колец" - книга религиозная, католическая").
Фома Аквинский говорит о сущностях предметов, их идеях (или эйдосах - термин философии Платона). Эйдосы существуют до предметов в божественном разуме, в самих предметах одновременно с ними, и в человеческом разуме после этих предметов. Последний момент для нас не актуален, а вот первые два ... Айнур - овеществленные мысли Эру. Так может быть, наши загадочные создания - это овеществленный эйдосы? Эта гипотеза прекрасно отвечает на наши вопросы и вполне вписывается в филигранную метафизику Толкиеновского мира, не создавая новых сущностей.
Поскольку категориальный аппарат всегда предшествует формированию мыслей, то эйдосы действительно будут первичны по отношению к мыслям Илуватара, и воплощенные эйдосы будут старше айнур.
И Том Бомбадил - это эйдос (по словам Златеники - хозяин) "Леса, воды и холма". А Златеника - действительно "дочь реки", она воплощение текущей воды, стихии чистой и светлой, весело поющей на перекатах и задорно блестящей в лучах солнца. Перечитывая 7-ю главу 1 книги "ВК" ("В доме Тома Бомбадила") так и видишь за грациозными движениями Златеники переливы лесных ручейков, а за ужимками Бомбадила и его потаенной силой - задорные птичьи трели, непоколебимую спокойную мощь земли или веселую силу растущей травы.
Точно также Старый Вяз - эйдос деревьев, воплотивший в себе всю их могучую силу и неторопливую мудрость. (Злобный он конечно, кто же спорит, но об этом - потом). А Карадрас - воплощенный эйдос горы, могучий, холодно-бесстрастный, неизменный.
И наконец Унголиант. Эйдос энтропии, разрушительных процессов, смерти и угасания, хаоса и беспорядка. Поэтому Мелькор, разучившийся Творить к началу Войны Камней (если верить "Morgoth Ring"), мог противопоставить Унголиант лишь Разрушение и встретив само воплощение Разрушения, оказался бессилен. А огненные духи сохранившие способность Творить, смогли обратить Унголиант в бегство. Потому-то для воплощения энтропии так притягательно было разрушить кристаллы, в которых было намного больше упорядоченности, нежели в простых камнях.
Теперь о резонном вопросе, который вероятно уже возник у читателя. Почему же большинство этих созданий оказываются злы? Почему они стремятся к разрушению, смерти, боли?
Ответ прост. Искажение, господа, искажение. Эйдосы Арды привязаны к ее идеальной целостности и материальному воплощению. И после того, как Песнь Айнуров была искажена Мелькором, эти сущности тоже изменили свою природу. Искажение постигло Олвар - и наполнились чернотой сердца эйдосов деревьев. Мелькор исказил вещество Арды - и Карадрас стал Жестоким. Нарушилась гармония мира - и смерть, странный дар Творца, превратилась в проклятие воплощенное в кошмарном существе - Унголиант. Но вода иных мест осталась чиста - и дочь реки Златеника не изменила своей природы, как и Бомбадил, ибо даже Мелькору не под силу исказить ВСЮ арду.
Кстати, если мы признаем эту гипотезу, то мы получаем шанс увидеть кусочек Arda Unmarred. Бомбадил и Златеника, их дом и дол, песни и молчание - во всем этом видится отблеск Иного Мира.
Ну что ж, гипотеза высказана. Что скажете?