Главная Библиотека Тол-Эрессеа Таверна "7 Кубков" Портал Амбар Дайджест Личные страницы


Алекс Ве

Нуменорские заметки

Ответ на О предпосылках Падения Нуменора с точки зрения традиционализма Д. Юнкельман


В последнее время тема Нуменора стала довольно популярной в фэндомской публицистике. То Азрафель вспомнит о том, как Валар дали нуменорцам над низшими власть, то господин Юнкельман поведает о напряженной борьбе нуменорских кшатриев с нуменорскими же брахманами. Эти красивые, интересные и цельные гипотезы обладают одним серьезным недостатком. Они напрочь игнорируют тот факт, что Средиземье - плод фантазии небезызвестного английского профессора и, следовательно, в нем a priori не может быть чего-то не вписывающегося в круг представлений вышеозначенного профессора. Стоит вспомнить, что в священной книге религии, которой придерживался профессор Толкиен (и которая оказала влияние на формирование его "мифологии для Англии") царь-помазанник Единого лишился помазания после, прямо скажем, невеликих по меркам нашего времени, не говоря уж о жестокой античной эпохе, грехов. И потому, если и была дана нуменорцам какая-нибудь власть над другими людскими народами, а нуменорским королям - благословение свыше, то утратили они право на эту власть вкупе с помазанием после первых же серьезных ей злоупотреблений. Прямо скажем, веков за несколько до Ар-Фаразона.

Что же касается до модели Д. Юнкельмана, трудно представить себе убежденного католика Толкиена, строящего свое мироздание на полуязыческих концептах господина Генона (вопросом о некотором несовпадении во времени творчества Генона и Толкиена не задаюсь. В конце концов могли же у Генона быть свои предтечи).

А теперь вернемся к небезызвестному профессору и к Нуменору. Граничные условия заданы. Автор - профессор Толкиен, католик. Нуменорцы - избранные среди людей. Носители монотеистической традиции. В будущем - сошедшие с пути Единого Творца. Впрочем, малая их часть стала зерном новой общности монотеистов. Нужна вам еще какая-нибудь подсказка, кто с точки зрения католика образца первой половины XX века, не знавшего политкорректности, подходит под заданные характеристики?

Именно! Народ Израилев. Не стоит видеть в истории Нуменора переложение ветхозаветной истории Израиля и Иудеи, или даже их отражение в кривом зеркале иного мира. Но ведь Толкиен моделировал ветхозаветный этап развития Земли. И исходил при этом из католической культурной парадигмы. Так отчего же логике развития народа Израилева не повлиять на реконструируемую Толкиеном историю Нуменора?

Да, история Нуменора не похожа на ветхозаветную историю дословно. Но стержневой сюжет - тот же. Нуменорцы были свободны пока они были верны заветам Единого и покорялись иным народам после того, как начинали служить иным богам. Да и вероотступничество и покорение стали очевидными лишь во времена Ар-Фаразона. Но если нуменорцы служили иным богам, не принося жертвы на их алтари, но творя деяния угодные Мелькору, Маммоне или Ваалу, если они покорялись иным народам не признавая их государей, но следуя порокам Людей Тьмы (те, кого Стругацкие назвали "рабами богатства, рабами противоестественных излишеств, рабами распутных друзей, рабами своих рабов" могут мнить себя свободными, но при этом оставаться рабами) - это меняет лишь форму ветхозаветной трагедии, но не ее содержание.

Так ли уж это важно? Речь идет не о том. Мир Толкиена можно объяснить, не мобилизуя гностических абсолютных иерархий или геноновских каст, основываясь лишь на очевидной христианской традиции. А дальше достаточно вспомнить, что Оккам тоже был оксфордским профессором...


Размещено: 08.03.06